Тайная поездка генсека: Сталин мог погибнуть в ДТП в Крыму

21 декабря - 135 лет со дня рождения диктатора.

Сталин интересовался советским автопромом, но до 1947 года ездил только на иномарках. На фото: генсек осматривает новый автомобиль «ЗИС-101». Апрель 1936 года. Фото: GettyImages

Споры о роли Сталина в истории не утихают до сих пор. Кто он? Спаситель Отечества или кровожадный тиран? При нем СССР стал настоящей сверхдержавой и одержал победу в Великой Отечественной. И в то же время страна пережила насильственную коллективизацию, "большой террор", реп­рессии, голодомор в Украине... 

Добавим еще несколько штрихов к портрету "вождя народов" - эти материалы еще не публиковались в прессе.

Для маскировки - три поезда

Сталин не очень любил бывать в Крыму, хотя у него имелось там несколько резиденций. Но в 1947 году "вождю народов" пришла мысль съездить в Крым, причем на автомобиле, и заодно посмотреть, как возрождается после военной разрухи страна.

В начале августа Сталин рассказал об идее своему главному охраннику Николаю Власику.

"Считая, что такое длительное путешествие на автомашинах будет для него утомительным, - писал генерал в своем дневнике, - я пытался убедить его отказаться от такой поездки, но он слушать меня не захотел".

Охранники и врачи понимали, что в возрасте под 70 проехать по грунтовым дорогам почти 1500 километров непросто. Но в сверхспособностях генсека сомневаться было не принято, и Власик отдал приказ готовиться к выезду.

Юрий Соловьев, работавший в охране Сталина, вспоминал:

"Офицеры Старостин и Гурундаев на двух оперативных автомашинах проехали на юг из Москвы до Севастополя и обратно. Они были посланы ознакомиться с маршрутом следования". Поездка прошла нормально: чуть больше трех суток туда и обратно.

Поскольку даже саму идею автопутешествия в Крым держали в строжайшем секрете, был проведен отвлекающий маневр. "Силовиков" уведомили, что Иосиф Виссарионович поедет по железной дороге. При этом в разное время туда отправились три поезда. И все без Сталина.

Рабочие целовались: "Какое счастье!"

Кортеж вождя состоял из четырех машин: основная (бронированный "Паккард-180"), резервная (бронированный "ЗИС-110С") и два автомобиля охраны.

В дневниках Николая Власика, который сопровождал "вождя народов" в поездке, есть ряд интересных подробностей, причем самое интересное - случаи незапланированного общения Сталина с людьми.

"Выехали мы, кажется, 16 августа, - писал Власик. - Ехали до Харькова (на самом деле поездка прервалась в Курске. - Авт.) с тремя остановками - в Щекино Тульской области, в Орле и Курске. На остановках все было очень скромно, просто, без всякого шума, что т. Сталину очень понравилось.

Кушали мы все вместе с т. Сталиным. И в Щекино, и в Курске т. Сталин гулял по городу. В пути между Тулой и Oрлом у нас на "Паккарде" перегрелись покрышки. Сталин велел остановить машину и сказал, что пройдется немного пешком, а шофер сменит покрышки, а потом нас догонит".

"Перегрев покрышек" произошел по понятным причинам. Бронированный "Паккард", весивший почти пять тонн, не был приспособлен для поездок на большие расстояния да по грунтовой дороге. И через 100 км после того, как кончился асфальт, отказал.

Снова обратимся к воспоминаниям главного охранника вождя: "Пройдя немного по шоссе, мы увидели три грузовика, которые стояли у обочины шоссе, и на одном из них шофер тоже менял покрышку. Увидев Сталина, рабочие растерялись (...) Когда мы прошли, они начали друг друга обнимать и целовать, говоря: "Вот какое счастье, так близко видели Сталина".

"Пройдя еще немного, мы встретили маленького мальчика лет 11 - 12. Тов. Сталин остановился, протянул ему руку и сказал: "Ну, давай познакомимся. Как тебя зовут, куда ты идешь?" Мальчик сказал, что зовут его Вова, идет он в деревню, где пасет коров, учится в 4-м классе на четверки и пятерки. В это время подошла машина, мы простились с Вовой и продолжили наше путешествие".

"Паккард" пробег продолжить не мог, и Сталин пересел на "ЗИС".

Сталин без происшествий добрался до Орла. Впечатление от разрушенного города было довольно тяжелое. "Он очень был раздражен, нервничал, - вспоминали охранники Сталина, - когда видел разрушенные войной города и села и людей, живущих в землянках".

Устроила аварию? Террористка!

В Крыму кортеж Сталина поджидал неприятный сюрприз. Юрий Соловьев писал: "Когда И. В. Сталин ехал на бронированном "Паккарде" по горной трассе Симферополь - Ялта, в районе перевала из-за крутого "глухого" поворота (...) местный лихач-шофер на полуторке совершил аварию с нашей автомашиной. Была пасмурная погода, моросил мелкий дождь… Реагируя на внезапное появление грузовой полуторки из-за поворота навстречу основной автомашине охраняемого, первая оперативная машина охраны вырвалась на узкой дороге вперед, преграждая собой наезд полуторки на "Паккард". От удара полуторки у машины охраны задняя боковая дверь слетела с петель. Старенькая ветхая полуторка основательно была повреждена. К счастью, при этой аварии никто из людей не пострадал. Все присутствующие были порядком удивлены, когда из кабины полуторки вылезла шофер-женщина лет сорока пяти. Вышел из своей автомашины и И. В. Сталин. Водитель-женщина, находясь еще в шоке от аварии, не разобравшись в происшедшем, по своей наивности и с женской прямотой вступила в диалог с появившимся И. В. Сталиным, задав ему вопрос: "Как же вы дальше-то поедете?" И. В. Сталин, видя жалкий вид женщины и основательно поврежденную полуторку, понял, что инцидент произошел из-за пелены легкого моросящего дождя. В ответ женщине он сказал: "Мы-то поедем, а вот как вы поедете?"

В сталинском кортеже ехал и министр госбезопасности Виктор Абакумов, которого вождь попросил не наказывать женщину за ДТП. Правда, позднее ее арестовали и даже пытались обвинить в организации теракта против генералиссимуса. Но сурового наказания она все-таки избежала.

 

Сторожам - огороды

Поездив по разбитой грунтовке, Сталин озаботился строительством автодороги Москва - Крым. Власик привел некоторые указания вождя: "Т. Сталин заметил, что дорогу от Москвы следует сделать как можно лучше, разбить на участки, поставить сторожей, построить им домики, дать участки земли, чтобы они имели все необходимое, они будут заинтересованы и будут хорошо ухаживать за дорогой. Установить заправочные бензоколонки, т. к. машин будет много, все будут ездить на машинах не только в городе, но и в деревне".

Строго говоря, идея Сталина о "сторожах", домиках и участках земли граничила с отходом от принципов социализма и в конце концов не была реализована. Зато сама дорога после его поездки стала ударной стройкой. Десятки тысяч заключенных, как советских граждан, так и немецких военнопленных, прокладывали "великий Крымский путь". Затем в распоряжение строительства передали расформированные воинские части - еще 120 тысяч человек. На то, чтобы сделать асфальтированную дорогу длиной 1395 километров от Москвы до Симферополя, понадобилось меньше четырех лет. Ее сдали в эксплуатацию 1 августа 1950 года.