Мать устроила дочери голодомор длиною в 20 лет

Психически больная тернопольчанка не выпускала девушку на улицу и держала впроголодь.

Виолетта будет приходить в себя в пансионате – врачи уверены, что поставят ее на ноги. Фото: facebook.com/novagazeta

Виолетта Марчук исчезла еще в 90-х – ей тогда и тридцати не было. Соседи вспомнили, как ее мать Зоя жаловалась, что дочка у нее болезненная очень. И решили, что бедняжка расхворалась и умерла. Страшная правда открылась лишь недавно: все эти годы Виолетта прожила дома, взаперти. Таким образом мать решила оградить ее  от жестокого мира, а на самом деле угробила.

Три дня наедине с трупом

Несколько дней на дверной ручке квартиры Марчук висел рекламный буклет. Да и Зоя в последнее время на люди не показывалась. Соседи заподозрили неладное.

- Приехала милиция, дверь взломали. Зоя мертвая на кухне лежит – причем минимум дня три, как умерла, сказали оперативники. А из комнаты на нас грустными глазами глядит… Виолетта! - ужасаются соседи. – Мы ее еле узнали: постаревшая, грязная, изможденная – от нее один скелет остался. Ни ходить потому не могла, ни на помощь позвать – сил не было.

Зоя сама растила дочку, мужа не было. Вместе они переехала в Тернополь из Ялты, когда Вита еще была ребенком. Мать работала инженером, Виолетта ходила в школу – обычные люди. Разве что очень уж необщительные. Девочка, добавляют соседи, училась практически на одни "пятерки". Но когда закончила школу, мать попала в больницу, и Вите пришлось оставить мечты о высшем образовании. Девушка устроилась на хлебзавод.

Нищие, но гордые

Из-за чего у Зои начались нелады с психикой, никто в доме толком не знает. Но по слухам, однажды Вита возвращалась домой с работы, и на нее напал какой-то незнакомец и хотел изнасиловать. А может и изнасиловал – разное люди говорят. Девушка пожаловалась матери. Та приняла меры.

- Зоя заперла дочку дома, переживала, чтобы с ней ничего не приключилось, - рассказывает соседка Нина Рахматулина. – Потом говорила, что приболела Вита, даже с кровати не поднимается. Я ей помогала, чем могла. Ведь обе, выходит, жили на тысячу гривен пенсии. Закрутки давала, овощи с дачи привозила – свеклу, морковку, огурцы. Но Зоя гордая была – брать не хотела. Я ее уговаривала, оставляла под дверью – тогда только забирала. А они очень бедно жили. Свет и воду им давно отключили за долги, так жили. Зоя зимой снег собирала и топила, чтоб дочку помыть. Я как узнала, стала воду под дверью оставлять – каждый день по четыре баклажки.

Правоохранители обнаружили пенсионерку лежащей в кухне на двух стульях под батареей – это было ее спальное место. А единственную в доме кровать дочке отдала. В кошельке соседи нашли 54 копейки…

- Господи, знали бы, что все так ужасно, нашли б им и кровать, всем бы помогали, - рвут теперь на себе волосы соседи. – Да кто ж мог догадаться, что Вита там, ее лет 20 никто не видел?! А в квартиру Зоя никого не пускала. Продукты ей предлагаешь, помочь чем-то, один ответ: "Зачем? У меня все есть". Когда мы договорились с водоканалом, чтобы им воду включили и долги списали, Зоя их даже на порог не пустила. 

Будет жить в пансионате

Конечно, нельзя винить соседей в черствости – наоборот, они как могли пытались помочь странной семье. Больше до этих двух женщин, у которых ни родни, ни близких, и дела никому не было. Зоя постепенно сошла с ума, но все равно любила единственного ребенка, пусть даже в таком чудовищном виде.

Старушку соседи похоронили за свой счет. Купили гроб, договорились за место на кладбище - чтоб все по-христиански. А Виолетту забрали в больницу. Из документов у 48-летней женщины был только советский паспорт. Так что она даже нигде не числилась. Полторы недели назад Виту перевели в гериатрический пансионат – тут уже и местные власти подключились. Никаких тяжелых психических отклонений у нее не обнаружили, но диагностировали кахексию - крайнее истощение организма. Поэтому дали первую группу инвалидности. Из-за многолетнего недоедания бедняжка даже не может самостоятельно сесть в постели.

У Виолетты– отдельная просторная палата. Здесь, в пансионате, говорят сотрудники, она может провести всю оставшуюся жизнь. Но соседи надеются, что женщина все-таки поправится и вернется домой.

- На праздники к ней обязательно пойдем, девчата уже на рынок сбегали, купили ей теплые вещи, сладости, - говорит соседка Нина Васильевна. – У нее ж совсем ничего не было – нашли какую-то мамину одежку да в одеяльце завернули, когда в больницу забирали. Виту мы не бросим. И квартиру ее отстоим - она ж не приватизирована была, а сейчас много охочих на жилплощадь появилось.

По словам соседей, после случившегося приходила какая-то женщина, хотела оформить над Витой опекунство. Но люди сразу поняли: квартира ее интересовала. Ей объяснили, что так просто она здесь не пропишется, и незнакомка исчезла.

Сейчас дверь квартиры семьи опечатана. Соседи намерены сохранить ее для Виты и помочь оформить все документы. А также поискать в Ялте родственников – может быть, те захотят оформить над женщиной опекунство.

Дверь квартиры семьи Марчук опечатали. Фото: facebook.com/novagazeta 

КОМПЕТЕНТНО

"Поступила к нам с весом 24 килограмма"

- Виолетта общается, как взрослый человек, все понимает, более-менее правильно и логично отвечает, - рассказал "Комсомолке" директор Петриковского областного гериатрического пансионата Степан Глушок. – Правда, память у нее слабая. Но ничего, поставим ее на ноги, откормим. Она к нам поступила с весом 24 кг. Правда, она сама по себе маленькая – 130 см. За 10 дней полкилограмма уже набрала. С ней работают массажисты, инструкторы по лечебной физкультуре. Я уверен, что все будет нормально. Ест она с аппетитом, практически без посторонней помощи, ни от чего не отказывается.