Донбасс: "гуманитарная война"

Батальоны грозят не пропускать в Донецк грузовики с едой.

Больше ни одна фура с продуктами не проедет в Донецк? Фото: sprotyv.info

Проблема с доставкой продовольствия в зону АТО проявилась в субботу, 13 декабря.  Тогда заместитель командира батальона "Днепр-1" Валентин Манько написал на личной странице в соцсетях: "Каждый день едут  фуры с продуктами питания из Украины на Донбасс. Так вот теперь они перестанут ездить и кормить вас, господин Захарченко, пока вы не отдадите нам наших людей, как и было договорено ранее… Больше ни одна фура с продуктами не проедет в Донецк, пока нам не вернут всех наших хлопцев!" 

Манько поддержал командир "Донбасса" - народный депутат Семен Семенченко. За словом пошло дело: около Курахово (29 км от Донецка) были остановлены 22 грузовика от фонда Ахметова. По версии представителей "Днепра-1", из-за некомплекта документов. 

- К самому грузу вопросов не было, - сообщила директор по коммуникациям "СКМ" Наталья Емченко.

Договориться не смогли. В сторону Донецка ушла лишь одна машина с манной крупой, остальные вернулись в Днепропетровск.

Видео Ирины Руденко.

Гумконвой под Курахово. Дальше не пропускают. Фото: Facebook Семенченко

Пять острых вопросов о грузе 

Имел ли право "Днепр-1" останавливать фургоны?

Да. "Днепр-1" - батальон МВД и наделен всеми полномочиями милиции, тем более что речь идет о зоне АТО, где действует усиленный режим контроля.

- На мирных территориях милиция также может проверять грузы, если есть подозрения в нарушениях. Например, содержимое фур не соответствует заявленному в документах, то есть речь идет о теневых схемах, - говорит адвокат Виктор Долгополов. - В таких случаях фуру отгоняют на хранение. Если преступление подтверждается, открывают уголовное производство.

Изначально "Днепр" также заявил о проблемах с документами на груз, но после этот вопрос не поднимали. Фургоны вернули фонду, чем признали, что нарушений нет, считает юрист. 

Что было в грузовиках?

"Днепр" заявлял о камуфляже и термобелье, которые мог использовать противник. Но доказательств этого нет. Да и сам камуфляж без шевронов не является военной формой.

Народный депутат Владимир Парасюк писал в фейсбуке о водке и сигаретах, но этот груз задерживали под Лисичанском в Луганской области, и никакого отношения к гумконвою "Поможем" не имеет. Так же как не имеют к нему отношения машины, досмотренные Семенченко и Парасюком, и в районе Курахово.  Да и вообще, как оказалось, пломбы с машин конвоя никто не срывал, проверялись только документы. 

Как отмена гумконвоя отразится на людях в Донецке?

С начала августа этого года переселенцы и жители 57 населенных пунктов Донецкой и Луганской областей получили 1 139 856 продуктовых наборов. По оценкам World Food Program, один такой набор рассчитан на 17 дней. Кроме этого, волонтеры раздали больше 33 тысяч детских наборов для семей с детьми до 2 лет в Донецке и Макеевке. В таком пакете детские смеси, каши, пюре, соки и подгузники.

- По данным ООН, в зоне АТО проживает порядка 1 миллиона человек, которые находятся за чертой бедности, имеют ограниченный или совсем не имеют доступа к еде и медикаментам,  - считает координатор гуманитарного штаба Римма Филь. - Вывод напрашивается сам собой: миллиону человек грозит голод. 

Поможет ли гуманитарная блокада обмену пленными?

Руководитель Центра освобождения пленных Владимир Рубан опровергает утверждение Манько о том, что шесть пленных обменяли на еду.

- Это неправда. На еду никто никого не менял, - сообщил он "КП" в Украине". - Это были изначальные договоренности.

Волонтеры, занимающиеся переговорами, очень осторожно относятся к этому вопросу.

- Для нас самое главное - забрать ребят. Как человек, я понимаю стремление народных депутатов, но тут главное - не навредить тому, что было задумано по Минским переговорам, - считает переговорщик Юрий Тандит. - Чтобы не было махновщины. 

Может ли последовать мировая реакция на скандал?

По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, не последует.

- Это не международная гуманитарная помощь, чтобы в расследование втягивались из-за рубежа, - считает он.

Иного мнения придерживается политолог Алексей Якубин:

- На это может последовать реакция ряда международных представительств. ООН уже выразила озабоченность по поводу прекращения соцвыплат, а это еще один удар по жителям Донбасса. Сложившуюся ситуацию может отметить в своих отчетах и ОБСЕ.

Косвенным подтверждением этого стала запись в твиттере посла США в Украине Джеффри Пайетта о том, что  необходимо решить вопросы с доставкой гуманитарной помощи жителям Донбасса. Дипломат выразил надежду, что "другие богатые украинцы также будут прилагать усилия и ресурсы, чтобы помочь этим невинным жертвам". 

Донецк. Очереди за продуктовой помощью. Фото: Eastnews

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Днепропетровск: в фургонах одна еда

Огромная вереница фургонов растянулась в районе склада на улице Маршала Малиновского. Тут и загружали скандальную гуманитарку. Посмотреть, что в ней, поспешили наблюдатели из ОБСЕ, госслужбы по чрезвычайным ситуациям и журналисты.

- В машинах исключительно продуктовые товары для мирных жителей Донбасса, - уверяют представители штаба Ахметова. - Это помощь, а не на продажу. Об этом свидетельствует соответствующая маркировка на упаковках.

На глазах журналистов проверяющие сорвали пломбы и открыли кузова. Снизу доверху лежат большие упаковки с макаронами, подсолнечным маслом, гречкой, сахаром…

- А на блокпосту груз проверяли? - спрашиваем у водителей.

- Проверяли документы, - нехотя отвечают. - Кто ж будет разгружать там машину?!

Представители штаба поспешили пояснить: мол, все претензии к "неправильным" накладным. Товар проверили, накладные составили заново, и в тот же вечер караван с гумпомощью отправился снова в зону АТО.

Донецк: "Каши для деток уже на исходе"

За детскими наборами на "Донбасс Арену" ходят как работу, но вот второй день мамы возвращаются с пустыми руками. И приходят снова.

- Неужели доехали? - спрашиваем на входе у молодых женщин.

- Да какой там, - разводит руками мама годовалого Матвея Лиля Шебурова. - Узнать пришла. Хожу сюда как на работу. А каши и, главное, подгузники уже совсем на исходе. Такое не сэкономишь, а сыну не объяснишь, что его еда застряла в пути.

Волонтеров засыпают вопросами. Только ответов на главный - когда снова будут давать помощь - тут не знают.

- Успокаиваем мамочек, как можем, - вздыхает Юлия. - Смотреть на людей, которые в один момент остались без помощи, просто больно. У большинства семей несколько маленьких детей. Мамы в декрете, а большая часть пап зарабатывают мало. Есть и мамы-одиночки. Как им выживать?

Чуть оптимистичнее обстановка там, где дают продпакеты пенсионерам. Тут по-прежнему огромные очереди - пришли даже те, кому положено получать свой пакет через несколько дней.