Дорожной полиции быть. Министр Аваков сделал заявление: на начальном этапе реформирования МВД первой под раздачу попадет ГАИ, а потом займутся остальными службами. Подопытным кроликом выступит Хмельницкая область, на очереди Киев. В самой ГАИ от такой инициативы не в восторге, ведь горький опыт у департамента уже был (президент Ющенко пытался ликвидировать инспекцию). Но приказ есть приказ. Как будет выглядеть дорожная полиция, разбиралась "Комсомолка".
Операция "ликвидация"
О том, что Госавтоинспекцию следует реформировать, говорят последнее десять лет. И с каждым годом причин для этого все больше. Коррупция, взяточничество, скандальные видеоролики. Подпортили свою карму инспекторы и во время Майдана, когда гаишники составляли липовые протоколы, охотились за активистами и тормозили колонны протестующих. Час расплаты настал: с 1 ноября стартовал проект реорганизации. Руководители МВД задумали совместить две структуры - ГАИ и ППС - воедино, получив при этом совершенно новую, европейскую полицейскую службу.
- Начинаем с Хмельницкого. У нас там 25 гаишников и 120 работников ППС. После слияния это будет почти полторы сотни человек, - рассказал руководитель Департамента ГАИ Украины Анатолий Сиренко. - Как будем работать? Вместе. В наряде будет один гаишник и два работника ППС. Они будут выезжать на ДТП, следить за порядком на дороге и в городе, ловить преступников. Главная задача - оперативность. Должны успеть везде. Как получится, покажет время. Для этого и проводим эксперимент. К сожалению, у нас уже был горький опыт. Пару лет назад подобное слияние с треском провалилось. Надеюсь, в этот раз получится.
Главный гаишник откровенно говорит, что научить работников ППС дорожной грамоте не просто. На это могут уйти годы.
- Чтобы допустить инспектора к оформлению ДТП, нужно года три. Человек должен знать, что и как мерить, за что цеплять рулетку, что спрашивать у водителя. Там много нюансов, это непростая работа, - констатирует Анатолий Сиренко. - Да, ППС в Хмельницком проходит обучение. Но это двухнедельные курсы. Приходится работать в авральных условиях.
Если первый этап эксперимента пройдет успешно, реформировать ГАИ начнут в Киеве.
Инспекторов заменит электроника
Что еще подразумевает реформа ГАИ? Один из ключевых моментов - передача административных функций дорожной инспекции органам местного самоуправления. Уже в следующем году снятием и постановкой машин на учет, выдачей номерных знаков, техпаспортов, прав и других документов, связанных с автомобилями, будут заниматься другие структуры. Полицейским оставят исключительно функцию контроля.
- Мы идем по европейскому пути. Сотрудники полиции не занимаются бумажной волокитой. Они сконцентрированы только на безопасности наших граждан и порядке. И неважно, нарушение это на дороге правил или же драка в спальном районе. Полицейский патруль будет наделен широкими полномочиями и будет выезжать везде. Так происходит в США, странах ЕС, Грузии, - говорят в МВД. - Для определенных должностей в полиции повысится планка. Это касается и образования, и физической подготовки, юридической грамотности. Создание полиции подразумевает искоренение коррупции. Спросите как? Техническими средствами. На дорогах появится аппаратура, которая будет контролировать скорость, проезд на красный, пересечение двойной сплошной, неправильную парковку и другие нарушения. Нужно максимально исключить контакт полицейского с водителем. А если он и будет, то только под присмотром техники.
В МВД намекают, после внедрение передовых технологий штат гаишников и ППС придется сократить. Останутся сильнейшие.
- Где вы видели, чтобы в Европе полицейские дежурили на дорогах? Полиция выезжает только по необходимости. Так будет и у нас, - обещают в МВД.
Виноват не гаишник, а менталитет
Сможет ли МВД переломить систему, которая работала не один десяток лет? Можно ли научить украинских инспекторов работать по-европейски и избавить от соблазна брать на лапу? Рядовые сотрудники ГАИ настроены скептически.
- Если кто-то думает, что новые люди будут работать по-другому, - ошибается. Дело не в ГАИ, а в менталитете, - считает офицер столичного полка ГАИ Ростислав. - Редко какой инспектор просит деньги, водители сами дают. Простой пример: вы сделали какую-то услугу - вас благодарят. Откажетесь?
По словам Ростислава, проводить реформу по одному образу и подобию во всех городах - ошибка. Если на периферии система, может, и покажет результат, то вот в мегаполисах получим коллапс.
- Когда выпадет первый снег, получим 40-50 ДТП по всему Киеву, - продолжает Ростислав. - В этот момент на Майдане беспорядки, на Позняках - драка с застройщиками, а тут еще десять вызовов из спальных районов по кражам, разборкам и пьянкам. Скажите, куда ехать? Что важнее? На все экипажей точно не хватит. Если чиновники думают, что водители будут пользоваться европротоколом, это заблуждение. Мы выезжаем на все ДТП, даже царапины. Ющенко уже пробовал создать полицию. Что из этого вышло, мы помним. Неразбериха.
МНЕНИЯ
ЗА
Станислав Крамаренко, доктор юридических наук, политолог:
- Сейчас можно много рассуждать, получится у нас что-то или нет. Нужно реформировать ГАИ в это сложное время или оставить все до лучших времен. Но нужно понимать, что такая реформа - это стремление жить лучше. Давайте отталкиваться от того, что во всех развитых странах ГАИ в таком понимании, как у нас, не существует. Есть полиция, которая следит за порядком как на дорогах, так и в жилых кварталах. Это новый уровень общения правоохранителя и гражданина. Можно сколько угодно критиковать, но все понимают, мы никуда не уйдет от этой схемы. Следует сцепить зубы и начинать ломать систему. Будет сложно, но это надо делать.
По словам Станислава Крамаренко необходимо начать с простых вещей: новой формы, вывески и подбора кадров.
- Если менять, то все. Обучите людей, оденьте их в европейскую, красивую форму, дайте полицейские значки, - говорит Станислав Крамаренко. - Поверьте, люди начнут работать по-другому. Повышение жалования позволит подтянуть профессионалов. У нас в охрану очередь стоит, а в милиции полно вакансий. Это нонсенс. Если кто-то не верит, посмотрите на опыт Грузии. Они смогли переломить систему, а начинали, как мы.
ПРОТИВ
Геннадий Столяр, подполковник ГАИ МВД в отставке:
- Все мы понимаем, прежде чем что-то требовать, нужно что-то дать. Что МВД готово предложить полицейским? Я лишь слышу, что полиция должна быть добросовестной, культурной, профессиональной. Почему никто не говорит, что им будут выдавать квартиры, поднимут в пять раз зарплату, обеспечат социальный пакет, создадут все условия. Да потому что денег на это у страны нет. Тут хоть бы хватило средств, чтобы вывески заменить и на машинах написать "Полиция".
По словам Геннадия, еще один важный аспект - права и ответственность полицейского. Сегодня работник ГАИ - это рядовой гражданин.
- Ситуация дошла до маразма. Водители не предъявляют документы, толкают инспектора, не выполняют требования. Это что такое? Все забыли, во что превратился Киев, когда исчезла милиция. Такими темпами мы доведем ситуацию до абсурда. Защитите полицейского, дайте ему широкие полномочия. Ведь он выходит на дорогу, чтобы обеспечить порядок. Почему он не имеет права остановить авто без причины? А вдруг у инспектора закралось подозрение? Это не причина? Водитель не выходит из авто и не показывает права? Полицейский должен разбить стекло и пустить в машину газ, чтобы такой водитель вылетел из салона как пуля. Нужно наводить порядок. Нужна правовая защита инспектора. Сегодня они пустое место. Руководство их не защищает. А только хочет сменить вывески.
ВАЖНО
Что изменит реформа
- Госавтоинспекция будет ликвидирована, ее заменит дорожная полиция.
- На начальном этапе патруль будет состоять из трех человек: двух пэпээсников и одного гаишника.
- Инспекторов на дорогах заменит электроника (автоматическая фиксация нарушений).
- Водителям по адресу их регистрации снова начнут приходить протоколы о нарушениях, так называемые "письма счастья".
- Дорожную полицию обеспечат новым автопарком, электронной техникой и полномочиями выезжать на преступления, не связанные с дорожными происшествиями.