В продаже с 13 до 19 февраля. Цена книги - 18 грн. 90 коп.
Самое удивительное - то, что Мери Шелли написала свой роман, когда ей было всего 19 лет.
Говорит, что сюжет привиделся ей во сне: «Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором увидела бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало неподвижно, а потом, повинуясь некой силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось… Мастер ужасается собственного успеха и в страхе бежит от своего создания».
Увы, Мери Шелли лукавит: легенды о существе, созданном руками человека и призванном служить своему создателю, по фольклорам разных стран и народов разгуливали уже давно. Гораздо раньше, чем лорд Байрон, с которым в 1816 году супруги Шелли отдыхали и соседствовали в Швейцарии, произнес историческую фразу: «Пусть каждый из нас сочинит страшную повесть».
Мери легла спать и… «мимолетно оживший отвратительный труп раздвинул занавеси» у ее изголовья, глядя на нее «желтыми, водянистыми, но осмысленными глазами»…
Больше всего главный персонаж ее романа напоминает, конечно, Голема из еврейских преданий - глиняного человека, который не обладает душой и умеет только служить, а не чувствовать. Все последующие истории о зомби, биороботах, волшебных куколках, помогающих бедным сироткам, а также вырубленный из полена Буратино - лишь вариации на тему этого сюжета. Но именем нарицательным для нас тем не менее стал именно ученый Франкенштейн со своим ужасным созданием, а вовсе не Голем.
Причин здесь две. Первая - Мери Шелли научила своих героев страдать. «Мне нужно существо другого пола, но такое же отвратительное, как и я. Мы будем уродами, отрезанными от мира, но благодаря этому еще более привяжемся друг к другу. О мой создатель! Сделай меня счастливым! Позволь мне убедиться, что я способен хоть в ком-нибудь возбудить сочувствие», - молит профессора оживленный полутруп. Он хочет любви, потому что без нее умирает. И это делает его благородным.
Вторая причина: Шелли научила читателя думать. Не в том, конечно, смысле, что до «Франкенштейна» он довольствовался лишь глупыми водевилями. Но Мери Шелли заставила человека задуматься над последствиями своих поступков. «Помни, что ты в ответе за тех, кого сотворил», - изменив одно слово в своей знаменитой формуле, сказал бы Экзюпери веком позже. Вряд ли этим можно попрекнуть матерей серийных убийц и маньяков - в сотворении их детей все-таки поучаствовал дьявол. Но вот создателей атомной бомбы, сочинителей новых религий или авторов произведений, толкающих человека на смерть, - запросто… И если бы эта мудрая мысль была человечеством осознана, История могла пойти совсем по другому пути. Хотя будем объективны: почти два века существования романа «Франкенштейн» лучше человечество не сделали…
Что касается лично меня… «Франкенштейна» я вспоминала в других ситуациях и по другому поводу: когда профессиональный долг приводил меня в тюремные камеры к отвратительным людям, осужденным за то, что они лишали жизни других людей.
Проще всего было видеть в них зверей, но я старалась смотреть на них не с отвращением, а с жалостью, вспоминая слова франкенштейновского полутрупа, брошенные в лицо своему создателю: «Мое сердце было создано, чтоб отзываться на любовь и ласку, а когда несчастья вынудили его к ненависти и злу, это насильственное превращение стоило ему таких мук, каких ты не можешь даже вообразить».
Бороться следует не с жестокостью, а с ее причинами, причины же лежат не в физиологии и не в среде, а в области чувств, которые и превращают человека в зверя (и наоборот!) - вот в чем смысл и пафос произведения Мери Шелли. Понять это, как она, в 19 лет, - НЕВЕРОЯТНО!