Новый глава милиции Киевской области Вадим Троян: "Я за легализацию оружия, но против разрешения на ношение"

Бывший замкомбата "Азова" рассказал, почему согласился на пост, как относится к языковому вопросу и сколько должны платить в милиции.

Вадим Троян достаточно откровенен, но все секреты не раскрывает. Фото: Дмитрий Путинцев

Назначение Вадима Трояна в МВД подали как "революционное". Вне министерства посчитали его шокирующим. Министр назвал - экспериментальным. О нем писала  даже немецкая пресса, где Трояна назвали правым радикалом и неонацистом. От бывшего участника Майдана, замкомбата патриотического батальона "Азов" ждали размахивания автоматом и скандалов в духе "всех врагов порешу". Мы пригласили Вадима Трояна на беседу с читателями газеты, чтобы узнать, кто же он и чем собирается заниматься на своем посту. 

"ТРЕБУЮ ГОВОРИТЬ НЕ "ЛНР" И "ДНР", А ДОНЕЦКАЯ И ЛУГАНСКАЯ ОБЛАСТИ"

- Вадим, вы за два дня поднялись в чине от майора до подполковника. А люди этих званий десятилетиями  дожидаются...

- Майора получил за операцию в АТО. А подполковника милиции уже при назначении. Когда был в  АТО, отказывался от всех наград и званий. Но сейчас такая норма. 

- Вы входили в организацию "Патриот Украины". А она является составляющей "Правого сектора". Во времена Майдана он и милиция были большими врагами. Когда пришли  на пост начальника, ощутили это  на себе?

- "Патриот Украины", в котором я был, существовал до 2008 года и не входил в "Правый сектор". Его лидеров, в принципе, знаю, приходилось на фронте встречаться. А как в милиции меня восприняли… Думаю, если бы плохо, то уже бы шквал информации был в интернете.

10 лет назад я покинул милицию, потому что разочаровался. А когда увидел новую команду в министерстве, увидел планируемые реформы, то  согласился на этот пост.  

- Как складывается отношения с подчиненными, которые давно работают?

- Они, безусловно, несколько настороженно воспринимают меня. У нас был серьезный разговор со всеми руководителями подразделений. Мой ответ прост: вы дали присягу и, пожалуйста, все-таки сделайте так, чтобы наконец-то начали вас уважать. 

- Общаясь с курсантами школы милиции, я отмечал для них: не "ДНР" или "ЛНР" нужно говорить, а Луганская и Донецкая области. Не русскоязычные или какие-то там другие люди, а украинцы. Как человек, родившийся на востоке, точно говорю: нельзя ничего навязывать, нельзя исповедовать языковый принцип. Людей на востоке Украины мы перестали называть братьями еще с 2004 года, у нас уже тогда стал вопрос: русский, украинский язык. А это бред!

"ЗАРПЛАТА ДЛЯ МИЛИЦИОНЕРА - МИНИМУМ 500 ДОЛЛАРОВ И СОЦПАКЕТ"

- Много говорят о реформах в милиции. Какую вы бы провели первой?

- Реформировать  ГАИ. Она изжила  себя, превратилась в мелкий рэкет, который однозначно надо ликвидировать. Сократить еще некоторые подразделения. Изменить бренд - переименовать милицию в полицию. И переходить в XXI век, а не оставаться по технической оснащенности в XX, как некоторые наши дежурные части.  

- Не хотите  поднять в МВД вопрос о повышении  зарплаты в милиции?

- Когда давал согласие возглавить милицию Киевской области, одним из моих требований было повышение зарплаты, улучшение соцпакета для работника милиции. Уверен, что со следующего года мы увеличим зарплаты и тогда сможем с людей спросить, а не только обвинять их в том, что были доведены до такого состояния. 

- Какой уровень зарплаты для рядового милиционера нормальный?

- Считаю, что минимально 500 долларов. Вместе с соцпакетом. К слову, мы уже заключили несколько договоров и достраиваем при райотделах дома. Надеюсь, к Новому году поселим в новые квартиры 45 наших работников с семьями. Я сам был такой, знаю, что это за проблема.  

"ТЕХ, КТО МОЖЕТ НЕСТИ УГРОЗУ, БЕРЕМ НА УЧЕТ"

- Сейчас в Киевской области очень много грабежей. Особенно страдают одинокие пенсионеры. Такое впечатление, что  милиция руки опускает.

- Есть цифры, действительно, стало больше преступлений, если сравнивать с годом назад. Но уже произошли задержания, наши хлопцы в Житомир, в Одессу выезжали. Сейчас времена сложные, большая миграция, много беженцев, много тех, кто под них маскируется. Так во времена Майдана было тоже - приехали в Киев, назвались патриотами, награбили всего чего могли, работать больше не хотят, ищут легкой наживы. Сейчас можно назвать себя любым батальоном, и уже люди будут бояться. Поработаем, и уголовный розыск будет работать, и остальные отделы. Быстрых результатов не обещаю, нужно еще немного времени. Для Мариуполя, к примеру, хватило одного месяца, чтобы поправить криминальную картину. 

- Мы следим за хроникой событий по всей Украине. Там взорвалась граната, там сосед расстрелял соседа. На руках у населения очень много нелегального оружия.

- Это одна из причин, почему  меня просили прийти на работу  именно в Киевскую область. Потому что понимаю обстановку, знаю несколько групп людей, которые с этим оружием умеют обращаться. Сразу проверил все оружейные склады, наличие выданного за последнее время на руки оружия. Вместе с криминальным блоком мы проанализировали, где какие произошли грабежи, разбои. И на этой основе сейчас делаем более глубокую аналитику. Берем на учет людей, которые могут нести потенциальную угрозу. И участников АТО в том числе, как ни прискорбно это говорить.  

- Как вы относитесь к идее разрешить продажу огнестрельного оружия для самообороны?

- Я за легализацию оружия - в  пределах своего жилья. Но против  разрешения на ношение. Мы народ эмоциональный и не очень умеем себя контролировать. Представьте, приходим в супермаркет, а там все с оружием, и каждый может выстрелить… А вот для охраны жилья - поддерживаю полностью.

- Читали, что в Киевской области на картофельном поле убили двух женщин. Это преступление так и не раскрыто?

- Это дело одно из основных, по нему проводятся заслушивания, разрабатываются новые версии. Запутанное  преступление, но надеюсь, что все-таки  мы его раскроем.

"СО СПОРТСМЕНАМИ НУЖНО РАБОТАТЬ"

- Что легче: командовать в АТО или командовать милицией?

- Командовать вообще легко. Но скажу вам, не в командовании сложность, сложность в том чтобы командам верили. Так было в АТО и надеюсь, что так будет и в Киевской области.

- Закон запрещает курить в общественных местах, распивать пиво на улице. До Майдана более-менее боялись безобразничать. А сейчас опять начался беспредел. Должна ли милиция реагировать?

- Должна. До лета и правда ничего такого не делалось. А  сейчас возвращаемся к тому, чтобы был порядок. У очень много заведений оштрафованы за курение, протоколы составляют на пьяниц и на хулиганов.

- Во время Майдана все время появлялась информация, что из Киевской области, из спортивных секций, в столицу привозят титушек. А потом они куда-то подевались.  Или до сих пор есть?

- Я вообще слово "титушки" не люблю. Да, был Вадик Титушко. Но вопрос же не в нем. Всю  жизнь нанимали спортсменов для  каких-то целей. Вопрос в том, как  с ними работать, что им предложить. Человеку нужно помочь найти полезный для общества интерес, что его не перекупили для плохого занятия. 

- В последнее  время много заявлений, к примеру, "Правый сектор" вместе с милицией  собирается бороться с нелегальными МАФами. По Киевской области что-то подобное планируется?

- Мы уже работаем с 8 организациями. Это тот же самый "Правый сектор", "Щит", "Самооборона Белой церкви" и другие. После вас еду в Бровары представлять нового начальника райотдела. Его общественные организации выбирали, не я.  Они ему доверяют, и, надеюсь, будет хорошее взаимодействие. 

- Он не  будет лоббировать интересы только этих организаций? Это тоже возможно.

- Не будет. Беру на себя за это ответственность. Знаю всю подноготную этих  организаций и увижу, когда будет  перейдена грань. Они же себя  называют правыми людьми, а любого правого человека можно с экономической точки зрения поставить на место. 

- Не хочется об этом даже думать, но если зона АТО вдруг приблизится к Киеву, на защиту мы можем  рассчитывать?

- Это был  мой первый вопрос к губернатору, начальнику СБУ области, прокурору и другим службам. Сейчас формируем четыре штаба – Север, Юг, Запад, Восток. Это сосредоточенные вокруг Киева  приемные пункты, в которые входят несколько районов. Первое направление деятельности штабов - это работа с общественными организациями, самообороной, участниками АТО, которые вернулись домой. Второе - координация волонтерского движения. А третье… Этого не скажу, это  секрет. Скажу, что по всем районам мы уже запустили мобилизационные курсы. Военкоматы приглашают людей, проводят тренировки по оказанию медпомощи, обращению с оружием, строительству укреплений, то есть характер курсов простой – это медицина, оружие, укрепление. Такие же тренировки будем проводить на своих базах. Люди должны быть готовы, в первую очередь морально, к обороне.