Чем длиннее каникулы, тем хуже для ребенка

Школьники так не считают, а вот некоторые педагоги - да.

Единственные, кто радуется нехватке в стране газа, - это школьники. Фото: Константин БУНОВСКИЙ

В этом году с каникулами - полный разброд и шатание: в Киеве их продлили на неделю - до 18 января. Школьный психолог Людмила Олишевская поделилась с "КП" в Украине" своим мнением о том, как все это влияет на учебный процесс, сложно ли будет школьникам наверстывать упущенные дни. 

"Уплотнение программы" - красиво лишь на словах

Почему курс лечения в санаториях - не менее трех недель? Потому что именно за это время человек адаптируется к новым условиям и даже вырабатывает новые привычки. Поэтому три недели каникул - это  не просто перерыв, а привычка ребенка к "выходной жизни", к свободному режиму дня. Ученики выпадут из школьного процесса. Дети могут быть несобранными, вялыми или, наоборот, излишне подвижными, успеваемость, скорее всего, упадет. Конечно, выровнять это можно, но тут встает второй важный вопрос: а как учителя будут справляться с расслабившимися детьми и уплотненной программой? 

Выхода два. Первый вариант - уплотнить программу за счет детей. Если в школе решают, что школьникам надо давать знания более интенсивно, чтобы нагнать пропущенное, ребятам можно посочувствовать. Назначают на каникулы домашние задания, а в январе собираются давать больше материала, чаще проводить проверочные работы. Но ведь каникулы - вообще-то не для занятий, это время восстановления физических сил, разгрузки нервной системы. Если в этот период заставлять ребенка заниматься, то сами каникулы будут для ребенка "понарошку" и не принесут желанного отдыха. А затем школьников ждет большая учебная нагрузка. Такой перепад напоминает контрастный душ и приведет к "закалке" со знаком минус: нечувствительности, но не к температуре, а к познанию, интересным задачам.  

Второй вариант - когда программу стискивают, не увеличивая объема работы. Но в этом случае - вопрос: если так легко убрать "лишнее", зачем школьники вообще это зубрят? Не проще ли "проредить" программу - без всякой привязки к электроэнергии? 

Неопределенность поощряет прогулы

Проблема даже не в удлинении каникул - ведь раньше в это время чуть ли не каждый год объявляли карантин. Главный негативный момент для школьника - неопределенность и вызванная ею паника родителей. Причем пап и мам понять легко: им некуда деть ребенка на лишнюю неделю. Учителя пожимают плечами: мол, летом же вы как-то выкручиваетесь. Но чтобы быть спокойным за безопасность сына или дочки, надо иметь время все уладить. Когда об изменениях становится известно за пару недель, уже не все успевают взять билеты к родственникам, выбрать лагерь, выделить дополнительные деньги. 

Что видит ребенок? В начале учебного года он надеется, что зимой будет отдыхать больше, потом узнает, что все останется по-старому, а затем появляется "лишняя" неделя к каникулам. Все это ученик переносит на занятия: если взрослым можно отменять уроки, как заблагорассудится, почему ему нельзя прогуливать? 

Ребенок только учится устанавливать личные границы. Для него звонок на урок, длительность школьного года и другие временные рамки - гарантия стабильности, безопасности. И если они меняются, к этому нужно заранее подготовить. Если же порядка нет "наверху", если взрослые говорят то одно, то другое, как потом требовать от непосед тишины и порядка на занятиях? 

МНЕНИЯ

ЗА

 

Директор киевской гимназии №178 Людмила КРАСЮК: 

- Делу время, потехе час. Директор не имеет права смотреть только под одним углом, скажем, с позиции родителей. Возможно, на знания дополнительная неделя повлияет не лучшим образом, ведь учебный материал четко рассчитан на год. Но важнее сейчас вопрос, как сохранить страну в тепле и свете. Экономия принесет результаты. А что касается знаний: те школьник, которые тянутся к знаниям, и на каникулах будут учиться.

ПРОТИВ

 

"Учитель года", преподаватель информатики днепропетровского лицея №100 Евгений МОТУРНАК: 

- Потеряны фактически 35 часов, за которые обычно в школе дается немало информации. И плавный учебный процесс невозможно восстановить за счет уплотнения программы. Некоторые педагоги, несомненно, после каникул попытаются догнать упущенное, сделать мощный рывок. Хотя перегрузка у ребят и так значительная. На третьей неделе, когда детям пора возвращаться в школу, родителям лучше помочь им настроиться на учебный лад. Пусть сделают домашние задания, перечитают параграфы учебника, найдут ответы на возникшие вопросы в интернете.