Гламур не проканает, когда шансон играет

Почему блатные песни в России до сих пор слушают больше, чем рок и попсу + [ аудио: 11 хитов ]

Группа «Воровайки» - одна из самых популярных в русском шансоне. Их новый альбом «Украденная любовь» за первые три дня продаж разошелся 80 000 легальных копиях.

Почему блатные песни в России до сих пор слушают больше, чем рок и попсу.

Не знаю, многие ли смогут подпеть хоть куплет не сходящим с экранов Диме Билану или МакSим, но то, что «Мурку» прогорланит каждый второй россиянин, - факт. И пусть в телевизоре почти не появляются коротко стриженные исполнители, стоит сесть в такси, и там уж точно лихими голосами выпевает что-то группа «Беломорканал», а павшую звезду в сотый раз качает белый лебедь. В караоке - главном измерителе народной популярности - сплошь поклонники Михаила Круга вдохновенно фальшивят «Владимирский централ» или «Кольщик». В рейтингах продаж музыкальных дисков как минимум три позиции занимают современные шансонье. А концертные залы Стас Михайлов или группа «Воровайки» собирают не хуже Филиппа Киркорова и «Фабрики». Чем же так сегодня берет россиян за душу «вольная песня»?
 
Сам термин «русский шансон» появился на свет не так давно - лет пятнадцать назад. Покойный продюсер Юрий Савостьянов, бывший самым влиятельным человеком в жанре, запатентовал его в 1997 году. Правда, сам Савостьянов признавал, что блатная лирика - лишь составляющая часть русского шансона.
 
Действительно, сегодня в это многогранное понятие можно запросто «упаковать» чуть ли не половину из всех известных исполнителей, начиная с Александра Вертинского, Леонида Утесова, Петра Лещенко, Марка Бернеса, Аркадия Северного, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича... Их творчество идеально соответствует определению «короткая авторская песенка со смыслом и сюжетом», что, собственно, и подразумевают под французским термином «шансон» (дословный перевод - «песня»).
 
Подробные рассказы про то, как «Сонечка справляла именины», а «Кольку-ширмача» исправил Беломорканал, известны в России еще с начала прошлого века. Но стоило дождаться девяностых, чтобы шансон - одна из составляющих контркультуры - стал официально разрешенным жанром. Именно тогда к нам хлынули записи эмигрантов - Михаила Шуфутинского, Михаила Гулько, Любы Успенской, Вилли Токарева, эдакий «Брайтон-стиль»: тоска по родине и, конечно, по любви. До сих пор шансон ассоциируется с хитами тех лет «Жиган-Лимон» или «Мой номер 245»...
 
Последним романтикам
Популярность шансона принято объяснять историко-политическими факторами: десятилетиями население СССР делилось на тех, кто сидел, и тех, кто сочувствовал и собирал передачи. Но число принудительно шьющих рукавицы уменьшилось, а жанр живет.
 


Живая легенда Вилли Токарев, несмотря на то, что ему давно перевалило за 70, выглядит огурцом и имеет молодую жену.
Объяснить это можно тем, что шансон (включая бардов) остался единственным форматом для «последних романтиков». На радио «Шансон» ежемесячно ротируются 200 композиций того же Владимира Высоцкого. Но сколько среди его слушателей шоферов-дальнобойщиков или летчиков-асов? А тоска по свободе и оставшейся на воле подруге понятна каждому. И пусть декларируемые жизненные ценности часто спорят с библейскими заповедями, здесь есть и право на раскаяние, и идеалы сыновней любви, и попытка осмыслить жизнь в терминах, далеких от литературных, но все-таки более понятных, чем «джага-джага». Хотя и своих междометий типа «Хоп, лопатник, опачки!» хватает. Слушать шансон немодно, зато нестыдно, сходятся во мнении большинство авторитетов жанра. И чем больше будет давить население попса, заполонившая теле- и радиоэфиры бессмысленными хитами, тем увереннее слушатели, которым не хватает неподдельных чувств и сюжетов из жизни «настоящих мужиков», будут покупать сборники русского шансона.
 
Почем «Зинка как картинка»?
 
Шансон - самый малозатратный жанр в нашем музыкальном бизнесе. Продюсерам «вольной песни» не надо тратиться на раскрутку - рекламу и телеэфиры. Нет потребности в «оформлении» продукта: никаких гламурных фотосессий, концертных нарядов, гримеров, имиджмейкеров, педагогов по вокалу. При записи диска не нужны крутая студия в Лондоне и лучшие аранжировщики. Тексты в девяноста случаях пишут сами исполнители, и не надо покупать у Максима Фадеева стопроцентный хит за 50 000 долларов. Да и на гастроли привезти сговорчивых звезд шансона в несколько раз дешевле, чем ту же попсу: за заказной концерт группа «Лесоповал» из девяти человек берет всего $10 тысяч, Люба Успенская - 4 тысячи, «Бутырка» - 3.
 
Поэтому новые исполнители и свежие альбомы появляются в магазинах быстрее, чем та же попса или рок. А значит, приток новых слушателей идет стремительнее, чем в других жанрах.
 
Основные жанры современного шансона
 
1. Песни «воли и неволи»
 


Александр Новиков известен не только как боец с геями, но и как один из корифеев жанра.
Так назвал творчество своих подопечных - группы «Лесоповал» - ее бессменный руководитель Михаил Танич. В композициях, близких по тематике, поется о том, как плохо в тюрьме, как жалко человека, который один раз оступился, как его «ждет не дождется мать».
 
2. Блатняк
 
Хулиганские песни, густо насыщенные «феней», воспевающие воровскую жизнь. Классический пример - «Гоп-стоп» Розенбаума. Из современных - исполнитель по имени Мафик: «Вороненый шпалер, стиры - пять тузов, детка, я не фраер...»
 
3. Городской романс
 
Лиричные песни о любви, в которых может ни разу не встретиться слово «нары» или «марафет». Как пример - Сергей Трофимов, Стас Михайлов: «Без тебя все ненужным сразу стало, без тебя...»
 
4. Альтернативный шансон
 
Идеолог движения - продюсер Олег Нестеров. Этот вид творчества можно назвать пародией, китчем и даже замахнуться на «постмодернизм». Если кто слышал «Мурку» в исполнении «Хоронько-Оркестра», вряд ли поверит, что она станет популярной на «зоне».
 
5. Дэнс-блатняк
 
Если группе «Стрелки» или «Блестящие» предложить композиции с текстами типа: «Хоп, мусорок, не шей мне срок», выйдет точный портрет коллектива, работающего в жанре «дэнс-блатняк». Например, суперпопулярного нынче женского трио «Воровайки».
 
6. Военный шансон
 
Те же аккорды и смысл, только вместо «состава с дальней пересылки» - «две вертушки на Моздок». Яркие представители жанра, воспевающего доблесть мужчин в военной форме, - группа «Голубые береты», певец Александр Минаев.
 
 
 
НЕ ЗАРЕКАЙСЯ
 
Ростропович тоже слушал блатняк
 


Покойная Катя Огонек, следуя легенде, выдавала себя за даму, прошедшую лагеря.
Популярный исполнитель шансона Гарик Кричевский женат на племяннице альтиста Юрия Башмета. Он познакомил Гарика с Мстиславом Ростроповичем. И тот попросил Кричевского прислать ему сборник своих песен. Гарик отправил лирические, чем вызвал большое неудовольствие маэстро: «Старик, зачем мне этот бред? Пришли блатные!»
 
Недавно Александр Домогаров записал дебютный альбом вместе с Игорем Слуцким, автором музыки «Владимирского централа». В альбом вошло 12 треков, которые сам Домогаров называет «песнями для настоящих мужчин». Даже Алла Борисовна признается, что хотела бы записать диск в этом стиле, но боится, что ее не поймут.
 
 
 
НАРОДНЫЙ ХИТ-ПАРАД
 
Григорий Лепс - чемпион караоке
 
«КП» обзвонила самые гламурные караоке-клубы Москвы, чтобы узнать, какие песни заказывают посетители, прошедшие жесткий фейс-контроль: топ-менеджмент, чиновники, творческая интеллигенция.
 
Ресторан-караоке «Прадо». Лидер заказов - Григорий Лепс с композицией «Рюмка водки на столе». Потом уже идут Алла Пугачева и хиты на английском.
 
Караоке «Силла» - «Рюмка водки на столе», «Владимирский централ» и «Ау» Александра Розенбаума. Ни один вечер не обходится без угрожающего заявления Любы Успенской «А я сяду в кабриолет».
 
Караоке-бар «Утесоф» - песни Михаила Круга «Кольщик» и «Владимирский централ». Потом идет «Лесоповал» с «Белым лебедем на пруду».
 
 
 
ПО ПОНЯТИЯМ
 
Хочешь петь - мотай срок
 
Как правильно сказал в своем интервью «КП» Михаил Шуфутинский: «Сесть любой дурак может, а ты попробуй не сядь!» Тем не менее несколько ярких деятелей «вольной песни» имеют опыт пребывания в местах не столь отдаленных. Среди них: Александр Новиков, создатель «Лесоповала» Михаил Танич, Иван Кучин, в арсенале которого аж четыре ходки, Михаил Звездинский. Сейчас, кстати, в белорусской тюрьме сидит популярный исполнитель шансона Виктор Калина. Сочинять песни в условиях усиленного режима ему придется пять лет и шесть месяцев. Повод «солидный» - попытка мошенничества. Его супругу Светлану, кстати, приговорили к четырем годам и шести месяцам общего режима.
 
Тем же, кому не удалось совершить ничего противоправного, приходится выдавать себя за «авторитетов». Например, ушедшей в этом году исполнительнице Кате Огонек продюсеры сочинили легенду о том, как она страдала в застенках. Певица какое-то время правдоподобно рассказывала о своем пребывании в тюрьме, но потом ее раскусили.
 
А вот Михаил Круг никогда не подтверждал свое «зоновское» прошлое, хотя певцу его приписывают до сих пор. Действительно, сложно поверить, что человек, посещавший тюрьмы только с концертами, мог быть так органичен в своем образе.


АудиоАудио