Кровь, грязь и снег «Манчестер Юнайтед»

Сегодня исполняется ровно 50 лет со дня одного из самых трагических событий в мировом футболе

Самолет превратился в бесполезную груду металла.

Сегодня исполняется ровно 50 лет со дня одного из самых трагических событий в мировом футболе.

Сегодня в Лондоне на стадионе «Уэмбли» состоится товарищеский матч между сборными Англии и Швейцарии. Перед стартовым свистком будет объявлена минута молчания. Болельщики, и не только английские, почтят память тех, кто погиб 6 февраля 1958 года на взлетно-посадочной полосе в Мюнхене.

«Малыши Басби»

Нынешний «Манчестер Юнайтед» - не только один из самых успешных бизнес-проектов в мире спорта (ежегодный доход исчисляется сотнями миллионов долларов), но и один из самых популярных футбольных клубов в мире. За него болеют миллионы. В том числе и в Украине - посмотрите, сколько на наших улицах мальчишек в узнаваемых футболках «Красных дьяволов». Все любят победителей, тем более если те играют красиво, а этого у «Манчестер Юнайтед» не отнять - киевские динамовцы, осенью испытавшие на себе мастерство соперника, соврать не дадут.

Но так было далеко не всегда. Долгие годы «МЮ» даже в Англии считался весьма средней командой. Пока в середине 50-х годов прошлого века тут не появился коллектив, который многие до сих пор считают сильнейшим за всю историю клуба.

Их называли «Малыши Басби». Название - в точку! Менеджер (и главный тренер в одном лице) Мэтт Басби взрастил и взлелеял эту команду, лично отбирая в клуб безвестных пацанов и превращая их в звезд. Когда в 1957 году «Манчестер Юнайтед» стал чемпионом Англии (всего в четвертый раз за 60 с лишним лет), средний возраст игроков составлял всего 22 года!

Этой команде юнцов прочили славу мировых звезд, долгую и блистательную карьеру. Но 5 февраля 1958 года «Малыши Басби» провели свой последний матч в жизни. Больше такому составу «МЮ» сыграть было не суждено.

В Белграде, несмотря на то что англичане по ходу матча вели 3:0, им удается удержать всего лишь ничью - 3:3. Однако в сумме с домашней победой (2:1) это означало, что в полуфинал Кубка чемпионов прошел именно «Манчестер Юнайтед».

Все футболисты - в приподнятом настроении, вечером они устроили вечеринку в отеле с командным песнопением, а утром, выспавшись, отправились домой.

Самолет ждал дозаправки в Мюнхене (Германия). Взлетно-посадочная полоса там представляла собой черно-белое месиво из снега и грязи. Но надо было спешить: на следующий день - ключевая игра против лидера чемпионата Англии - «Вулверхэмптона», от которого «МЮ» отставал всего на несколько очков.

Третья попытка

Позднее журналисты газеты «Манчестер ивнинг ньюз», первой сообщившей о трагедии, восстановили хронику событий с точностью до минуты.

14.31. Капитан самолета «Лорд Бергли» (класс «Элизабетан»), принадлежащего компании «Бритиш Эирлайнз», Джеймс Тэйн и его помощник - второй пилот Кен Рэймент - предпринимают первую попытку взлета. Что-то идет не так. Двигатели работают неровно и на полпути летчики включают тормоза.

14.34. Экипаж получает разрешение на вторую попытку, но с тем же успехом. Пока техники пытаются выяснить причины неполадок, пассажиров просят покинуть самолет и подождать в терминале.

14.45. Не найдя видимых причин неисправности (проблема то ли в скользком месиве на взлетно-посадочной полосе, то ли в тонкой корке льда на крыльях, но все, как посчитали тогда, несущественно), пассажиров вновь приглашают подняться на борт.


Будущая звезда футбола Бобби Чарльтон (справа) чудом выжил в катастрофе...

15.02. «Лорду Бергли» разрешают третью попытку взлететь.

15.03. Пилоты запускают двигатели. Самолет несется по взлетно-посадочной полосе, набирая скорость. Внезапно, едва достигнув отметки 117 километров в час, скорость начинает падать.

15.04. Возможности тормозить уже нет. На полном ходу «Лорд Бергли» таранит забор за пределами полосы, врезается в нежилой дом и стоящее рядом дерево, распадается на части и загорается.

Десять лет после клятвы

Из 44 человек, находившихся на борту, выжил только 21. Погибли 8 футболистов основного состава, а также представители клуба, журналисты, простые пассажиры.

Несколько игроков из-за полученных травм больше никогда уже не смогли выйти на поле.

Чудом выжил в катастрофе будущий лучший бомбардир сборной Англии за всю историю, тогда - всего лишь 20-летний юниор Бобби Чарльтон. Его, пристегнутым к креслу ремнями безопасности, нашли в 60 метрах от самолета. На грани жизни и смерти долгое время находился и Мэтт Басби.

Как часто бывает, трагедия обросла романтическими легендами. По одной из версий, именно после Мюнхена-1958 в Манчестере решили никогда не менять цветов клуба. Красный, черный и белый. Кровь, грязь и снег.

По другой - еще в больнице Басби в полубреду сказал: «Теперь мы обязаны выиграть этот чертов Кубок! В память о наших товарищах». А игроки поклялись это сделать, несмотря на то что все понимали: их команды больше не существует.

…В 1968 году, спустя 10 лет после трагедии, «Манчестер Юнайтед» в финале Кубка чемпионов разгромил португальскую «Бенфику» - 4:1. Два мяча забил Бобби Чарльтон.

БЫЛО ДЕЛО

На месте гибели «Пахтакора» до сих пор не растут деревья

11 августа 1979 года под Днепродзержинском в авиакатастрофе разбилась футбольная команда «Пахтакор»

Самолет, в котором из Ташкента в Минск летели спортсмены, на высоте 7800 метров столкнулся с ТУ-134, следовавшим из Воронежа в Кишинев.

Когда оба лайнера были над Днепропетровской областью, кишиневский самолет вдруг запросил у диспетчеров разрешения перейти на высоту 9600-10600 м, но ему в этом отказали. После этого диспетчер Харьковского авиапредприятия, который тогда вел этот воздушный участок, допустил роковую ошибку, приказав донецкому самолету набрать высоту 8400 м с пересечением 7800 м в районе Днепропетровска. Один самолет крылом задел хвост другого, и оба лайнера стали падать. Часы у пассажиров остановились в 13.35...

Поговаривают, что у аварии была и другая причина: якобы тем же воздушным коридором летел самолет первого секретаря ЦК Монгольской народной революционной партии Юмжагийна Цеденбала, для которого ценой жизни людей и освободили трассу. Однако доказательств этому нет.

В этой трагедии погибли 83 человека, среди которых были 17 футболистов «Пахтакора». В кишиневском самолете летели 89 пассажиров и 6 членов экипажа.

Два авиадиспетчера, совершивших ошибку, получили по 15 лет заключения.

Люди, которые живут неподалеку от места трагедии, говорят, что с тех пор на месте падения самолетов в посадке больше не растут деревья, а в поле до сих пор находят обломки ТУ-134.