103-летняя знахарка убежала от войны, чтобы снова исцелять людей

Долгожительница переехала из Луганской области в родную Полтавскую всего два месяца назад, но к ее новому дому не зарастает народная тропа.

Ульяна Дмитриевна отметила свое 103-летие в компании дочери, правнуки уехали за границу. Фото: Олеся КУЧЕРЕНКО.

Покинуть зону АТО бабушке помогли волонтеры, которые за 10 минут собрали долгожительницу в дальнюю дорогу. "Где хотите жить, бабуля?" - спросили спасатели. "Везите домой!" - прошептала Ульяна Дмитриевна. 

Будущее видит в картинках

Последние 6 лет Ульяна Кошевая прожила в Первомайске Луганской области, куда старушку забрали родные. Боевые действия на востоке бабушку совсем не удивили. Когда она перестала видеть, в голове начали возникать картинки-предсказания.

- Задолго до Майдана у меня перед глазами стояли кадры, где толпы народу идут друг на друга стенкой, - рассказывает долгожительница. - Я просила дочку записать мои образы. Да кто ж тогда думал, что в Украине может начаться новая война?

Вторую мировую колхозница Ульяна Кошевая помнит очень хорошо: как мужа убили в первый месяц войны, как с дочкой жили при немцах и как ей удалось избежать расстрела. 

- И отец, и мать у меня были знахарями, но прием людей не вели: разве что односельчанам могли подсказать, как корову вылечить или рану заживить, - рассказывает бабушка. - Я силу в своих руках почувствовала уже в солидном возрасте. Стоит мне провести рукой по телу человека, могу сказать, какой орган нужно лечить.

Часто рецепты исцеления Ульяна Дмитриевна "находила" во сне. Вспоминает, как-то она на пастбище получила сильнейший ушиб груди, ударившись о железный штырь. Думала, не выживет. И тут во сне мужской голос посоветовал ей мазать опухшую железу козьим молоком. Через пару дней отек начал проходить.

В 1980-х годах возле дома Ульяны Дмитриевны (село Левошки Полтавской области) всегда было людно: кто привозил детей избавить от заикания, кто просил помочь поставить на ноги инвалида. Даже с онкозаболеваниями обращались. Платы за прием Кошевая не назначала, люди привозили в знак благодарности продукты.

Единственная дочь долгожительницы Александра тоже пошла по стопам мамы, только в традиционной медицине. В Луганской области имела свой стоматологический кабинет, а вот внук окончил курсы экстрасенсов. От верной гибели этим летом их спасли харьковские волонтеры, которые увозили женщин как раз во время обстрела Первомайского завода. 

- На сборы дали 10 минут, за это время только маму успела вывести. Какие там вещи?! Паспорта и 200 гривен заначки были с собой, - говорит 82-летння дочка Александра Федоровна. - Но в родном селе нас ждало очередное разочарование. Дом, в котором мама прожила 97 лет, превратился в развалюху. Хорошо, что она его не увидела из-за проблем со зрением. Могла бы и не пережить... 

Переселенок приютили родственники и помогли купить старенький домик в селе Подозерка, недалеко от родного хутора Ульяны Кошевой. Соседи за два дня снесли в пустой дом все необходимые вещи, посуду. Одели бабушек с ног до головы, да еще гусей подарили и двух черных котов, чтобы хоть какая-то живность по двору гуляла.

Секрет долголетия - в труде

103-й день рождения 12 ноября Ульяна Кошевая отпраздновала уже на Полтавщине. Правда, застолья никакого не было из-за отсутствия… стола.

- В чем ваш секрет долголетия? - допытывались чиновники из районной администрации, которые приехали поздравить долгожительницу.

- Наверное, в труде. Всю жизнь в колхозе проработала, курсы тракториста закончила. Сама вспахивала гектар земли огорода и за садом ухаживала, - рассказывает тихим голосом именинница. - А еще очень людей люблю. Как я могу отказать в помощи, если у человека что-то болит?

Вот и сейчас, когда в округе узнали, что Ульяна Дмитриевна вернулась, толпы людей просятся к ней на прием. Их согласилась принимать дочь, а долгожительница внимательно слушает пациентов и помогает советом. Пока "Комсомолка" была в гостях у именинницы, к ней приехало три семьи - из Диканьки, Опошни и соседнего села.

Дочка Кошевой все еще мечтает вернуться в Первомайск. А вот Ульяна Дмитриевна, видимо, не очень этого желает. Ведь здесь она ходит по родной земле, жалуется только, что не может уже любоваться красотами Полтавщины. А еще именинница мечтает возродить возле заброшенной усадьбы родительский сад и приглашает отведать фрукты с него на свое 105-летие.