Изюм в АТО: появилась работа, бронетранспортеры и охраняемый мост

В конце октября райцентр Харьковской области со всеми окрестностями включили в зону военных действий.

Попытка сфотографировать мост чуть не закончилась для нашего корреспондента доставкой в СБУ. Фото: Юрий ЗИНЕНКО

Корреспондент "Комсомолки" проинспектировал, как живет город в новом статусе.

Чуть не сдали в СБУ 

Направляясь в Изюм по Ростовской трассе, я ожидал увидеть там блокпосты и суровые лица военных, а вместо этого обнаружил мирный сонный городок. Военных с автоматами  встретил лишь раз - на подъезде к окраине АТО. Два парня с автоматами стояли на мосту через Северский Донец. Мост по последнему слову моды украшен украинскими флагами. Проезжая мимо военных, народ сигналит и кричит "Слава Украине!".

- Мы здесь всего два дня, обустраиваемся только, - объясняет один из служивых. – До нас ребята из Западной Украины охраняли мост, чтобы никаких терактов не было. Говорят, местное население где-то 50 на 50 разделилось: одни за тех, другие за этих.

Отправляясь в Изюм, я ожидал увидеть там блокпосты и суровые лица военных, а вместо этого обнаружил мирный сонный городок. Фото: Юрий ЗИНЕНКО

Фотографировать переправу не разрешают, поэтому иду договариваться с командиром-нацгвардейцем на станцию юных техников - здесь расположена база наших военных. Главный встретил меня недружелюбно. Съемку запретил, еще и пригрозил сдать в СБУ. В разговоре с командиром выяснилось: он не в курсе, что Изюм уже месяц как в зоне АТО.

- Какая "зона", если все спокойно и фронт отошел? – сыронизировал напоследок.

Зато работники местного райотдела милиции в курсе кабминовского решения. Силовики сурово следят за обстановкой из-за импровизированного блокпоста – автоприцепа, обложенного мешками с песком. В соседнем дворе стоят наготове три машины БРДМ.

Мост через Северский Донец охраняют двое военных с автоматами. Фото: Юрий ЗИНЕНКО

К смерти готовятся заранее 

Местные жители не привыкли к вниманию журналистов, разговорить их сложно, но если получилось - не остановишь.

- Что изменилось? Живем, да и все, - пожимает плечами бабушка Катя. – Лучше, конечно, чем в Луганске. Пенсии нам платят. Но боимся, что и здесь такое же начнется. Вон, Мариуполь освободили, а они все равно лезут. За детей и внуков страшно… В центре города натыкаюсь на бюро ритуальных услуг. Местный мастер похоронных дел дед Александр сходу начинает рассказывать о своем ремесле. Мол, бывают дни, когда много работы. Скажем, если резко погода меняется, сердечники страдают, тогда в день и по шесть похорон. А иногда – ни одних.

- Товары и заранее заказывают, - добавил ритуальщик. – Приходит бабушка. "Сын у меня – вот-вот". Заказала. На второй день умер. Еще одна бабка целый год ходила: "Не продавайте вот это, я приду и куплю". Потом перестала ходить. А хирург один еще при жизни гранитный памятник себе заказал, каждую субботу приезжал любоваться. Лет пять продолжалось, а умер он уже в этом году. Дочеканили только дату смерти.

Жители Изюма не привыкли к общению с журналистами, но если разговорить - не остановишь. Фото: Юрий ЗИНЕНКО

Рядом с бюро – небольшой морг. Когда линия фронта была совсем близко, убитых солдат привозили сюда, а уже потом - в Харьков. Сейчас здесь спокойно. Война далеко, привозят разве что "криминальные" трупы.

Есть и плюсы, и минусы

В центре Изюма в двухэтажном корпусе больницы живут переселенцы из Луганщины. Мне они дверь не открыли. То ли дома никого не было, то ли поостереглись впускать незнакомца.

- Их в церкви подкармливают, - рассказывает дед Александр. – А хоронить своих они возили домой. Просили, чтобы мы доставили  их покойного, но мы отказались: машина новая, отберут сразу. Но кто-то таки согласился отвезти до границы.

До переселенцев тут жили военные. Местные вспоминают: сперва от солдат не было шуму, а потом как понеслось... Стрелять начали куда ни попадя – просто для развлечения. Спьяну, наверное.

- Закончилось тем, что вернулся командир и построил их в прямом и переносном смыслах.  "Вылизывали" здесь окрестности, как в армии, - рассказывают изюмчане. – К нам за косой приходили, так  мы потом своих кроликов накормили этой травой.

Есть в близости к зоне АТО и плюсы, и минусы, вздыхают местные жители. Хорошо, что заработало одно из крупных предприятий города – приборостроительный завод. На нем делают военную оптику - прицелы, приборы наведения. Людям выплатили долги, зарплату подняли. А к испорченным танками дорогам здесь, похоже, относятся философски. Хорошей дороги тут не было отродясь, поэтому сравнить не с чем.

- Что изменилось? А ничего. Живем да и все. Боимся, что и у нас начнется война, - говорят жители Изюма. Фото: Юрий ЗИНЕНКО

…А В ЭТО ВРЕМЯ

Ночная дорога для военных - табу 

С 23 ноября на Ростовской трассе от Изюма до Дебальцево украинские силовики ввели комендантский час. Длится он с 17.00 до 6.00. По нашим данным, это сделали ради безопасности военных - в темное время суток в этих местах активизируются диверсанты.

- Это касается только колонн с военной техникой, - объяснили в пресс-центре АТО. – Гражданский транспорт передвигается без ограничений. Режим действует до особого распоряжения.