На вопросы читателей «КП» ответил главный гаишник Запорожской области.
Чем выше штрафы, тем больше порядка
- Добрый день, Вадим Васильевич! Мы живем с мужем в Гуляйполе. Двадцатого января у мужа отобрали права. Он рассказал, что выезжал со стоянки, и услышал сигнал, после чего подождал, пока проедет авто, и лишь потом сдал назад, но не успел проехать метров десять, как его остановил ваш сотрудник. После проверки документов он их отнял. Написали протокол, в котором муж указал, что нарушил ПДД по указанию гаишника. После чего мы получили повестку, в суде мужа лишили прав на три месяца. Для меня это очень долго, так как я инвалид. Что можно сделать?
- Мы только констатируем факт ПДД, а решение принимает суд. Если представители Фемиды вынесли такое решение, значит на это есть основание. Обращайтесь еще раз в суд с ходатайством пересмотреть его.
- Я ехал по проспекту Металлургов в районе рынка, поворачивал направо, когда зажегся зеленый сигнал светофора. Так как в это время для пешеходов горел красный, я никого не пропустил. Но не успел проехать и пяти метров, как меня остановил гаишник и спросил, почему я не пропустил людей на переходе. Все мои объяснения никто не слушал, и я заплатил штраф. Законно ли это? Почему не штрафуют пешеходов?
- Если я правильно представил ситуацию, то при горящей стрелке направо на основной секции светофора горит красный сигнал. Соответственно у пешеходов горит зеленый свет. Пешеходов также штрафуют, просто в каждой конкретной ситуации надо искать виновного. Если же вы до сих пор считаете себя правым, можете написать заявление на мое имя, и мы рассмотрим его.
- У скольких нарушителей отобрали водительское удостоверение? Смотрю, порядка на дорогах стало больше.
- Если в прошлом году порядка 2, 5 тысяч водителей по решению судов лишили прав, то на сегодня с момента начала операции (10 января) усиленного патрулирования у 1260 водителей уже изъяли документы. При этом 1213 человек сдали водительские права, и они находятся в МРЭО на хранении, пока не закончится срок лишения прав, или же по изменению решения суда. Кроме того, если срок лишения более года, то нерадивые водители будут по-новому сдавать экзамены. И только в случае удачной сдачи права возвращают. С десятого января зафиксировано 4 100 нарушений, 3300 протоколов рассмотрено.
- Когда и во сколько увеличат штрафы?
- Из-за того что на дорогах становится все больше и больше нарушителей, назрела необходимость в пересмотре законодательства, например размеров штрафов, которые у нас оставались без изменений еще с 2000 года. Теперь штрафом в 7,5 и 17 гривен никого не испугаешь. Вот на последнем совещании с главой Министерства УМВД Юрий Луценко заверил нас, что проект нового закона о размерах штрафов уже получил свое согласие во всех комитетах, причем единогласно. Думаю, что пройдет февраль-март, и закон будет принят, и уже в мае мы сможем руководствоваться им. Тогда за управление в нетрезвом состоянии при повторном задержании будут отбирать права или же штрафовать на сумму 2500 гривен.
- Если поднимутся штрафы, тогда гаишники увеличат и размеры «компенсации» за то, что они не будут оформлять протокол.
- Надо сделать так, чтобы не было даже разговоров о взятках. Другого варианта, кроме протокола и административного штрафа, не должно быть. Сейчас мы проводим мероприятия с целью выявления нерадивых сотрудников.
В автомобилях гаишников появятся камеры
- Я слышала, что собираются устанавливать камеры в автомобилях гаишников для выявления взяточничества?
- Действительно, есть такой законопроект, но когда он будет принят, я не могу сказать. Все упирается в финансирование. Если у вас кто-нибудь из наших сотрудников требует взятку, обращайтесь по телефону доверия: 224 -30-20, который работает круглосуточно. Также можно написать заявление на мое имя.
- Меня зовут Николай Мыколенко. Когда к вам можно попасть на прием?
- Часы официального приема: понедельник с 12.00 до 16.00. Но несмотря на это, вы можете обращаться в любое время. Принимаю всегда, когда я на месте. Лучше всего приходить в первой половине дня, когда я еще нахожусь на рабочем месте. После обеда могу быть на выезде.
- Процедура техосмотра осталась прежней?
- В процедуре ничего не поменялось. Только вот с ноября у нас немного повысились тарифы на услуги.
- Проверяете ли вы сейчас автошколы?
- Лицензии у автошкол мы не имеем права отбирать. Есть соответствующие органы (управление образования), которые выдают и лишают их. Школы мы не закрываем, но можем не регистрировать учебные группы. Прекращена регистрация порядка 27 групп (15 учебных организаций). Кроме того, мы проверяем знания и навыки водителей уже во время сдачи экзамена. Сейчас ситуация не впечатляет. С первого раза получают права только 20% претендентов, со второго – 32%.
- А если ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния дороги: попало колесо в яму, выбоину или скользкая проезжая часть. Фиксируют ли работники ГАИ этот факт, и кто тогда возмещает убытки?
- Обязательно составляется акт на состояние проезжей части. И если причиной ДТП оказалось неудовлетворительное состояние дороги, то мы составляем материал на владельца дороги. После чего передаем их в суд, где и принимается решение. Допустим, водитель влетел в люк без крышки. В этом случае материал на водителя не составляется. За прошлый год в области зарегистрировано всего 34 аварии по причине неудовлетворительного состояния дорог (25 потерпевших, 13 человек погибло, 32 ранено). По причине неудовлетворительного состояния улиц - 290 ДТП (26 человек погибло, 364 ранено).
- Вадим Васильевич, а вы когда-нибудь сами нарушали правила ДТП?
- Нет. Кстати, пока я не пришел на службу в ГАИ, меня даже ни разу не останавливали. А как только пришел в госинспекцию, остановили для проверки буквально через два дня.
- Какой рейтинг среди остальных областей по количеству и раскрываемости ДТП занимает наш регион?
- Допустим, в том году рост аварий в области составлял - 22% (погибло – 32%, ранено - 25%), в Украине этот показатель - 25% (погибло – 27%, ранено – 27%). У нас показатели аварийности чуть ниже среднеукраинских. Мы занимаем пятое место по количеству лишения водительских прав. При этом нерассмотренных протоколов у нас всего 13,8 % ( в Украине - - 25,3%), что говорит о качестве их составления. Суды идут нам навстречу, это же проблемы не только ГАИ, но и всего государства.
В школах не хватает кабинетов ГАИ
- Когда будут патрулировать дороги женщины?
- Раньше у нас был целый взвод регулировщиц. Но мне кажется, что женщины не должны стоять на морозе или в страшную жару на улице. В ГАИ работают женщины (десять процентов от всего состава), но не на дорогах.
- Читал в «КП» о том, как вы ездили на маршрутках в качестве пассажира, чтобы проверить, насколько это безопасно. Собираетесь ли вы еще проводить такие эксперименты?
- Если это приносит какой-то результат и вызывает резонанс у водителей, то мы и дальше будем работать в этом направлении. Но, конечно, каждый день я этого делать не могу.
- Будут ли ставить в городе новые светофоры?
- Мы только обозначаем место, где необходимо поставить светофор. А также информируем об этом владельца дороги. Но, к сожалению, все упирается в деньги. Установка одного светофора обходится в тридцать тысяч гривен. Кроме того, мы обозначили места, где надо установить средства принудительного снижения скорости («лежачие полицейские»). Но такой прибор европейского образца стоит порядка четырех тысяч гривен. Пока финансирования нет, хотя есть понимание со стороны облсовета.
- Проводите ли вы уроки со школьниками?
- Мы работаем с учениками. Но обидно то, что кроме сотрудников ГАИ больше никто не переживает за культуру школьников на дорогах. То же Министерство образования и науки, в чьем подчинении находятся школы, не выделяет на это ни денег, ни времени. В учебных заведениях нет элементарного уголка безопасности. Мы проводим занятия, но часов не хватает. Хотелось бы прийти в школу, где уже есть специально оборудованный класс. Кроме того, у нас в областном центре нет даже нормального автогородка, где бы мы детям объясняли ПДД в игровой форме. Почему нашим властям не выделить место-два для построения такого городка. Сейчас мы проводим конкурс «Юные инспектора движения», и лучшая команда области поедет в Артек на всеукраинские соревнования.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Вадим Васильевич родился 17 июля 1970 года в Севастополе. Окончил среднюю школу №37. Окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище (специальность инженер-химик) в 1992 году. Год служил на Дальнем Востоке, уволился в марте 1994 года. Устроился в ГАИ города Севастополя на должность инспектора дорожно-патрульной службы, потом перешел в МРЭО. Параллельно в 2000 году закончил Таврический национальный университет (юридический факультет) города Симферополя. В декабре 2003 года переехал в Запорожье. Сейчас работает начальником областного управления ГАИ. Женат. Воспитывает двух сыновей.