Среди одесситов не утихают споры о том, стоит ли преображать Трассу здоровья. Многих горожан смутил проект реконструкции, который утвердили на градсовете. Они опасаются: дорогу могут изменить до неузнаваемости. Застроить торговыми будками и отелями, пустить по ней автомобили, а то и вовсе перекрыть для отдыхающих.
В 60-х годах склоны решили укрепить: срезали полого и высадили деревья по принципу террас. Под склонами построили аллею, которая связала Аркадию с Ланжероном.
– Мы тогда всем городом собирали стройматериалы, – вспоминает экс-начальник управления спорта Валерий Зыков. – Мой друг клал асфальт, металл выбили на автосборочном заводе, детали для спортинвентаря дали знакомые с железной дороги.
Поначалу проложили только беговые дорожки, позже появились отдельные аллейки для велосипедистов. Чтобы полностью обустроить трассу, понадобилось около двух лет. Квадратный метр шестикилометрового покрытия обходился в 80 рублей. В разы дороже стоило оснастить зону спортивным инвентарем.
– Раньше там регулярно организовывали недели спорта, марафоны и даже соревнования республиканского уровня, – вспоминает Валерий Николаевич. – К нам приезжали тренироваться члены сборной Украины. А после того, как в 1984 году наши спортсмены выиграли состязание, проводимое между Одессой и Ванкувером, со всего Союза стали приезжать архитекторы, чтобы посмотреть на чудо-трассу у моря.
Пару лет назад зодчие разработали историко-архитектурный план города, согласно которому территорию должны признать "зоной охраняемого ландшафта" и запретить на ней капитальное строительство.
– Проект так и пылится в архивах, да и Генплан никак не примут, – говорит директор Архитектурно-художественного института ОГАСА Валерий Уренев. – В городе нет ни одного утвержденного документа, который мог бы защитить склоны от застройки.
|
Специалисты беспокоятся, что нынешним проектом могу нарушить ситстему, заложенную при строительстве.
– Склонов тогда не было, там находились осыпающиеся обрывы. Внутри, на глубине 30 метров сделали галереи, чтобы перехватить почвенные воды и сбрасывать их, минуя склоны, в море, – рассказывает общественный активист Юрий Никитин.
Экс-начальник департамента ЖКХ Николай Рубля говорит, что вдоль побережья есть водоотвод. Последние 30 лет система не работает, потому что 70% сточных каналов не функционируют – забились лотки. Однако если ее прочистить, она может прослужить еще долго. К тому же склоны защищают город от оползней.
– До реконструкции оползни в Одессе были дважды в год, – отмечает Никитин. – С 1970 года эта тенденция прекратилась. Тогда провели масштабные работы, которые могла себе позволить только огромная, не считающаяся с затратами страна. Если сейчас мы это потеряем, то никогда не сможем восстановить.
КОМПЕТЕНТНО
Юрий Никитин, один из лидеров движения "Генеральный протест":
– Мы увидели, что в проекте Трассы здоровья есть полоса для движения авто. Мэр говорит, что это для спецтранспорта, но полоса свидетельствует о том, что там должно появиться движение. Тем более что есть сопутствующие проекты: парковочная развязка на Ланжероне с въездом на Трассу здоровья и автоспуск в Аркадию с Гагаринского плато, а также планы по сооружению параллельно узенькой аллейки для пешеходов. Зачем строить еще одну, если рядом будет широкая центральная? Вот так под видом благоустройства реализуется давняя идея Боделана превратить Трассу здоровья в автодорогу локального значения, что притянет к себе новое строительство и новые автомобили. В итоге мы потеряем парк полностью.
Возмущает то, что не оформляются документы, работы проводятся без проектов. Градсовет дал добро только на создание проекта благоустройства, а строительство идет уже полным ходом. Все это нужно квалифицировать как нахалстрой!
На Трассе здоровья, помимо разметки, обещаны пара смотровых площадок и туалеты. Но будет ли это? Официально проекта нет, есть лишь набор картинок. А жалобу просто не на кого писать: нет ни заказчика, ни проекта. 5,5 километров вдоль побережья – очень масштабный проект, он требует общественных слушаний. Однако решения и работы проводятся силовым образом, ведь провести законно эти проекты невозможно.