Говорят, человек умирает трижды. Первый раз - когда перестает биться сердце, второй - когда уничтожают его могилу, третий - когда его самого забывают люди. А вот художник из народа Григорий Ксенз трижды родился. Непризнанный при жизни, его талант открылся народу только в 1970-х, через 25 лет после смерти портретиста. Этой осенью к юбилею на малой родине Ксенза открыли мемориальную доску и выставят самую масштабную коллекцию его работ. А для любителей живописи он не умрет никогда: заполучить картину Григория Петровича сейчас мечтает каждый коллекционер.
Колорит и дух Украины
Первым собирать картины художника-самоучки начал Ким Скалацкий, бывший директор Полтавского художественного музея. Он же и открыл автора миру.
- Я очень любил колесить по области, находил народную живопись у обычных селян. В 1971 году получил задание от Музея Котляревского раздобыть образ святой Магдалены - копию произведения австрийского автора. У классика литературы такая картина была, и музей решил пополнить экспозицию, - рассказывает Скалацкий. - В Миргороде мне дали адрес женщины, у которой на стене эта самая Магдалена висела.
Но когда Ким Григорьевич вошел в хату, обомлел: на стенах под рушниками висели картины куда лучше Магдалены. На одной - пышногрудая женщина в вышиванке набирает воду из колодца, чтобы напоить коня. На второй изображен простой сельский парень за столом. А в углу картин - скромная подпись: "Григорий Петрович Ксенз, Миргород, 1935 год".
- Это были очень колоритные образы, передавали дух Украины. Нарисованы они несколько в примитивном стиле, но человеком определенно талантливым и профессиональным. И если другие художники писали портреты только богатых и знаменитых, на картинах Ксенза мы увидели самых простых людей, - продолжает наш собеседник. - Музею как раз таких работ не хватало.
Картин малоизвестного художника в селах Полтавской области было валом, но их хозяева наотрез отказывались продавать "историю семьи".
- Да вы что! На той картине мой муж, а вон - его первая жена. Как я могу отдать их музею? Меня люди не поймут, - пояснила искусствоведу немощная бабка в глухом селе.
В другой хате было аж семь работ Ксенза: портреты, пейзажи, натюрморты. Но и там старики отказали. Одну очень достойную картину - "Тайную вечерю" - как-то предложил полтавским коллегам купить директор миргородского музея. Денег как всегда не было, и картину упустили.
|
Творил за хлеб и жилье
Собирать сведения об авторе картин в 1970-х оказалось непросто. Самого художника похоронили вскоре после войны - в 1946-м. А те, кто позировал Ксензу, могли сообщить о мастере только то, что тот был немой.
- Еще в 9 лет Гриша заболел скарлатиной и потерял дар речи и слух, - рассказывает миргородский художник Василий Хитько. - Общался жестами, а свои мысли выражал на холсте. Тем и жил. Свою мастерскую держать было дорого, поэтому начинающий художник работал у своих коллег в Полтавской и Сумской областях. У них и научился писать портреты.
Не имея своего дома, Григорий Ксенз много странствовал. Жил там, где был нужен художник. Денег за работу не брал - радовался, что есть крыша над головой и еда. Заказы принимал даже от очень бедных селян.
- Он писал портреты моих родителей. Один раз глянет на человека, выпьет рюмку, потом подумает и приступает к работе. Фон и одежду дорисовывал сам, - описывал немого художника житель Миргородского района. - Рисовал и с натуры, и по фото.
А еще часто смешил народ тем, что просил перед работой вырвать у кошки или собаки клок шерсти - для самодельных кисточек.
|
Оставил память о погибших на войне
На старости лет Григорий Ксенз переехал в Миргород к своей сестре Дарье. Та работала уборщицей и получала хоть какую-то зарплату.
- Во время войны у Григория Петровича было много заказов: люди ему приносили фотографии убитых или сосланных в Германию детей, чтобы память от них осталась, - вспоминал сосед Ксензов Владимир Корниенко. -Про его талант даже немцы узнали. Один офицер пришел просить нарисовать его в мундире майора. Ксенз долго сопротивлялся, но потом решился. Боялся разгневать фашиста, чтобы тот его с сестрой не застрелил. За работу немец расплатился щедро - принес бедному художнику мясо, крупы и одежду.
После войны у Ксендза была идея - зарисовать Полтавщину в руинах. И он, уже 72-летний старик, опять ушел из дому странствовать. Приютили его в селе Токари Лохвицкого района в доме престарелых. Там в 1946 году художник и умер. Могила его разрушена.
|