Депутаты хотят накинуть удавку на СМИ

Представители будущей коалиции намерены запретить рекламу лекарств.

Хотят реформировать медицину, а убьют СМИ. Фото: УНИАН

Хотят реформировать медицину, а убьют СМИ. Примерно так охарактеризовали редакторы ведущих газет и журналов инициативу новых народных депутатов запретить рекламу лекарств. В обнародованном проекте коалиционного соглашения имеется норма, что вместо рекламы лекарств в газетах, журналах, по ТВ и радио должна быть социальная реклама, которая популяризирует здоровый образ жизни.

Логика законодателей банальна - люди в целях сохранения здоровья должны покупать лекарства по назначению доктора, а не рекламы.

Главные редакторы ведущих украинских СМИ уже обратились к народным депутатам с просьбой отказаться от такой инициативы и вычеркнуть норму о запрете лекарств из коалиционного соглашения. Иначе журналистам грозят массовые сокращения. 

"Эта категория рекламодателей (лекарственных препаратов) на данный момент составляет 15% рынка (а для телевидения - 27%) и является единственной, которая в условиях глобального экономического кризиса не сократила бюджеты. В случае ликвидации этой статьи доходов СМИ в украинских телекомпаниях, газетах и интернет-проектах произойдут массовые сокращения штата. Работу рискуют потерять 30-50% журналистов", - говорится в обращении руководителей СМИ, которое опубликовано на сайте "Телекритика". - Но самое главное - украинские СМИ потеряют последнюю надежду на финансовую независимость. Ведь только здоровый рекламный рынок является фундаментом, который может обеспечить нашу реальную независимость, реальную свободу слова в стране".

Кстати, данная законодательная инициатива не нова. Активная кампания по запрету рекламы лекарственных препаратов началась в 2012 году. Звучало много доводов и за, и против. Но когда дело дошло до рассмотрения законопроекта в парламенте, документ завис в комитете по вопросам свободы слова и информации. Там сочли, что законопроект может навредить журналистам и СМИ, кроме того, европейское законодательство не запрещает рекламу безрецептурных препаратов и медицинских услуг. Законопроект поставили на паузу.

А как сейчас?

По действующему закону "О рекламе" разрешается реклама лекарственных препаратов. Но зеленый свет зажжен только для безрецептурных лекарств и тех, которые не внесены центральным органом исполнительной власти в перечень запрещенных к рекламе.

Что касается рекламы алкоголя, то она разрешена на радио и ТВ только в ночное время - с 23.00 до 6.00. 

Компетентно

 

Алексей ПОГОРЕЛОВ, гендиректор Украинской ассоциации издателей периодической прессы:

- Очередная идея запретить рекламу лекарств в СМИ свидетельствует о непрофессионализме людей, которые ее инициируют. Во-первых, они не хотят понимать или не понимают, как функционирует рынок медиа, не вникают во взаимосвязь между рекламой и качественной журналистикой. Потери рынка медиа от запрета лекарств, по прогнозам УАИПП, составляют от 15 до 40%. А это прямая дорога к закрытию СМИ, которые сидят не на грандах, а зарабатывают на рекламе и подписке.

Во-вторых, законодатели, очевидно, думают, что люди в стране очень глупые: смотрят рекламу лекарств, сразу же бегут в аптеку и покупают их, им становится плохо. И, мол, если запретить рекламу, граждане станут здоровее. Это - бред.