Услышав хлопок, 5-летняя Полина испугалась: "Опять стреляют?"

В Харькове уже три месяца живут сироты из зоны АТО.

Малыши из Донбасса в харьковском доме ребенка выглядят довольными и счастливыми - разучивают песенки и танцевальные па. Фото Константин БУНОВСКИЙ

Приехали налегке 

В областном доме ребенка № 2 музыкальное занятие. Детки детсадовского возраста старательно запевают недавно разученные песни про осень, танцуют. Чистенькие, веселые, нарядные. 40 новых постояльцев летом переехали в Харьков из детдомов Луганской и Донецкой областей.

- Поступили в чем были: шортики, платьица, сандалики - больше ничего, - вздыхает главврач Елена Чистилина. - Все пришлось покупать здесь - теплую одежду, обувь. 

В игровых комнатах резвится детвора от полутора до пяти - малышей из Донбасса, которые уже умеют ходить, определили в одну группу. Говорят, так им проще адаптироваться. Самые старшие - двойняшки из Луганска Артур и Полина - складывают пазлы. При виде гостей девчушка бросает занятие, вскакивает со стула и с ходу завязывает беседу.

- Иди покажу свои платья и туфли! - тянет за руку к шкафчику, достает новые белые башмачки со стразами, примеряет, позирует фотографу. - А вот бантики и заколки, красная с цветком - моя любимая! А это волшебная палочка, только она не работает, батарейки сели. А вон там, на шкафу, это моя кукла, она говорящая: когда я с ней играю, она рассказывает, что любит меня и хочет со мной дружить. А еще мне купили новую теплую куртку. Скажи, красивая?

Полина - модница. В этом деле ее никто не перещеголял, остальных детей интересуют, как и положено, игрушки. Благо этого добра здесь навалом.

На утреннике прятались от мужчин-спонсоров

В зоне психологического комфорта (ее здесь называют "темная сенсорная комната"), напичканной различным оборудованием, релаксирует под искусственным звездным небом трехлетняя Кристина. 

Воспитатели признаются: такие маленькие детки вряд ли запомнят боевую обстановку в Донбассе, но в этом деле главное - диагностика.

- Они приехали не угнетенными, но была пара моментов, на которые мы обратили внимание, - рассказывает Елена Юрьевна. - Во время утренника 1 сентября эти детки, когда увидели мужчин - наших гостей и спонсоров, собрались в стайку, как цыплята, и стали прятаться друг за друга. Почему испугались - неизвестно. Еще был случай, когда на улице что-то хлопнуло, и наша модница Полина спросила: "Опять стреляют?".

Стрессовая дорога 

Для многих стрессом стала сама дорога. Особенно тяжело пришлось с тремя десятками малышей из Луганска. Встречать их на блокпост в Изюм поехало 15 сотрудников детдома. Обратно ехали в невероятной тесноте: у каждого взрослого на коленях по двое деток, а в руках у них печенье, вода и игрушки.

- Это было 28 июля, праздник, но людей пришлось вызвать на работу - нужно было собраться в дорогу, взять водичку, бутылочки, смеси, памперсы, какую-то одежду, потому что мы не знали, в чем везут детей, - вспоминает Елена Чистилина. - Те, кто остался в Харькове, готовили помещения, расставляли кроватки. А ближе к 7 часам, когда дети подъезжали к городу, наварили манной каши, чтобы накормить их с дороги. Всю ночь сотрудники вместе с доктором ходили между кроватками и смотрели, как дети себя чувствуют. Очень переживали.

В харьковском доме ребенка, рассчитанном на 105 коек, места хватило всем. Обновить мебель и гардеробы помогли спонсоры и неравнодушные украинцы. Главврач признается: первые дни не выпускала из рук телефонную трубку, люди звонили со всех концов Украины и предлагали помощь. Так общими усилиями для детворы закупили яркую мебель, новые кроватки и наряды. 

Параллельно сотрудники милиции и рагсов помогали восстанавливать детские документы - многие приехали только со свидетельствами о рождении, и остальную документацию, в том числе и медицинскую, пришлось собирать по крупицам.

Елена Чистилина признается: за почти 20 лет работы в доме ребенка в такой форс-мажорной ситуации оказалась впервые. Но сейчас жизнь вошла в прежнюю колею.

- У одного ребенка уже появились потенциальные приемные родители, к другому ездит будущая усыновительница - это приятные моменты. Мы ведь хотим, чтобы у каждого ребенка были мама и папа, - улыбается главврач.