У Леонида Гайдая был талисман - черная кошка на съемках

Вчера легендарному режиссеру-комедианту Леониду Гайдаю исполнилось бы 85 лет

Гайдай с любимыми актерами Никулиным и Папановым.

Вчера легендарному режиссеру-комедианту Леониду Гайдаю исполнилось бы 85 лет.

Леонид Иовович открыл в советском кино новый жанр народной комедии, в котором до него никто не работал. В советском кино было принято снимать идеологически выдержанные, скучные фильмы о партсобраниях, посевной, а Гайдай, выросший на фильмах с Чарли Чаплином и обожавший этого персонажа, мечтал снимать комедии - живые, веселые. Мечта осуществилась: его фильмы «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» стали по-настоящему народными и любимы зрителями многих поколений. И, хотя коллеги-режиссеры и кинокритики не воспринимали всерьез творчество Гайдая, именно его ленты остались в истории кинематографа и по сей день. В память о мэтре мы собрали малоизвестные факты его биографии.

Отец сел в тюрьму за другого

Леониду Гайдаю было не просто пробиваться в кино с его национальностью, да еще судимостью отца. Хотя он-то знал семейную тайну. На самом деле его отец Иов (молодой парень) просто пожалел главу многодетной семьи, который пошел на ограбление, чтобы прокормить детей. Иов Гайдай стал свидетелем кражи и сначала проходил в качестве свидетеля, но потом благородно решил взять вину на себя и был сослан в Сибирь. Позже переехал в Иркутск, где вырос сын Леонид, будущий кинорежиссер. Он был необыкновенным - одаренным - ребенком. Мечтал играть на скрипке, но у родителей не было денег. В одном журнале он вычитал, как смастерить инструмент. С самодельной скрипкой отправился поступать в музучилище, но преподаватели зарубили абитуриента. Однако привычка Леонида копаться в журналах осталась на всю жизнь. Нина Гребешкова рассказывает, даже в отпуске Гайдай перебирал на чердаке дачи старые журналы, в которых находил детали для киношных персонажей, сюжеты для комедий. Так было с «Кавказской пленницей» и с «Самогонщиками».

Черный кот «засветился» в кадре и с Пуговкиным.

Верил в приметы

Леонид Иовович всегда разбивал тарелку перед началом съемок. Однажды тарелка не разбилась, съемки отложили. Еще он верил в мистическую силу черных кошек, считал: они приносят удачу, потому и снимал их в каждой картине. В комедии «Иван Васильевич...» черный кот первым проникает из квартиры в царские палаты, в конце шапка Мономаха превращается в кота. В «Бриллиантовой руке» дикий черный кот появляется в страшном сне Козодоева (актер Андрей Миронов). Когда Шурик и Верзила ползут вдоль трубы, сталкиваясь нос к носу, они видят котенка. Всего на этих съемках были «заняты» девять хвостатых «артистов».

Не стал снимать Высоцкого

Гайдай был беспощаден даже к любимым артистам, если они не соблюдали дисциплину. Однажды на просмотр отснятого материала Моргунов пришел с компанией девиц нетрезвым и стал дерзить режиссеру. Гайдай выгнал актера с просмотра. Обиженный Моргунов заявил, что уходит от него. В оставшихся сценах «Пленницы» вместо него снимали дублера. С тех пор актер и режиссер не общались. У Гайдая должен был сниматься Владимир Высоцкий, его режиссер утвердил на роль Остапа Бендера. Но перед началом съемок Высоцкий запил, и Гайдай заявил: «Высоцкого снимать никогда не буду». Слово держал.

Платил актерам шампанским

Гайдай премировал артистов за находки, придумки. Яковлев хвалился, что придумал, когда и. о. царя садится на трон, герой Куравлева видит на ногах «царя» сандалии. Он же предложил сделать повязку своему герою Бунше, будто у него вскочил флюс. Сам Гайдай включил в фильм момент с импортной ручкой, которую Куравлев дарит послу. Эту ручку режиссеру привезли из-за границы. Моргунов вспоминал: «За каждый трюк Гайдай предлагал нам по две бутылки шампанского. Никулин заработал в «Кавказской пленнице» 24 бутылки, я - 18. А Вицин - одну. Он страшно не любил шампанское, любил сдавать посуду».

Трюки с карликом под одеялом, который чесал пятку Балбесу (фото слева), и с цирковым шприцем (фото справа) придумал Юрий Никулин.

Шурика писал с себя

По воспоминаниям вдовы Леонида Гайдая, образ Шурика (внешность и характер) режиссер списал с себя. «Это его точная копия, - рассказывала Гребешкова, - от походки до жестов. Леонид мечтал создать положительного персонажа - немного нелепого, но доброго очкарика».

Кстати, у знаменитого режиссера все буквально валилось из рук: он не был приспособлен к быту, хозяйством и ремонтом по дому занималась его супруга.

Любил подмены

Нередко режиссер переозвучивал героев. Например, за Варлей в «Кавказской пленнице» говорит Румянцева, а за Светличную в «Бриллиантовой руке» - актриса Толбузина. Подменял и части тела актеров в кадре. Для «Бриллиантовой руки» снимали эпизод, как герой Никулина падает и говорит: «Черт побери!» Падал он замечательно, но поскользнуться не получалось - за него это сделал Каневский. В фильме «12 стульев» в драке Воробьянинова и отца Федора исполнителям ролей Филиппову и Пуговкину нужно было лягать друг друга. Но у Филиппова ноги коротковаты, и эффектные пинки не получались. Отпинаться пришлось Гайдаю лично - он оказался самым длинноногим в группе.