Сергей Параджанов женился на первокурснице Светлане тайно

Воспоминаниями о режиссере поделились его любимые и близкие люди + [ ФОТО ]

Первая совместная фотография Сергея и Светланы.

Воспоминаниями о режиссере поделились его любимые и близкие люди.

В Национальном художественном музее вчера открылась выставка коллажей и графики Сергея Параджанова, привезенная из Ереванского музея режиссера (подробнее о ней мы писали в «КП» от 26 января). На презентацию пришло около тысячи посетителей. Это первая после 1994 года масштабная экспозиция великого мастера на его второй Родине, где он создал свой лучший фильм «Тени забытых предков». И именно в Киеве с ним обошлись особенно жестоко: обвинили по позорной статье в гомосексуализме и отправили по этапу. В одном из последних интервью он сказал: «Я отомщу Украине, отомщу своей любовью». Но у Параджанова здесь остались очень близкие, любимые люди. «Комсомолка» попросила вспомнить самую первую их встречу и самые интересные события из тех далеких лет.

Народная артистка Украины и России Лариса Кадочникова: Он обожал красивых женщин

Впервые я встретила Параджанова в Москве на улице Горького. Мой бывший муж Юрий Ильенко тогда уже начал работать над «Тенями забытых предков». Юра взял меня с собой. Первое мое впечатление о Параджанове было, как говорят, никакое. Жаркое лето, но он одет в черное, на голове черная фуражка, в руках - черный чемоданчик. Увидев меня, Сергей вскрикнул: «Вот и Маричка!» Мы даже не присели где-нибудь в кафе. Перекинулись репликами, и Параджанов дал почитать сценарий фильма. Но мне запал в душу этот восторженный крик. Юра Ильенко тоже очень обрадовался, ведь у него появилась реальная возможность вытащить меня из Москвы в Киев.

Работать с Параджановым было очень сложно, я к такому не привыкла. Он не использовал метод Станиславского, где главное - передача внутреннего мира персонажа. Увидев меня в гуцульском наряде с косичками, Параджанов просто вбросил мой типаж в эту потрясающую природу. И я влилась в этот мир, почувствовала себя словно птица, распустившая крылья.

Я не верю в то, что он был гомосексуалистом, хотя и тогда ходили такие слухи. Я часто с ним общалась и видела, что Сергей обожал красивых женщин. Поэтому мне очень обидно, когда о нем подобное говорят. Женщины окружали его постоянно, он их великолепно снимал в кино.

Он всегда делал своим актрисам роскошные подарки. Я как реликвию храню старинное гуцульское ожерелье из крестов, которое Параджанов вручил мне после съемок фильма. Оно бесценно. Потом еще был каверзный случай. Жена Януша Газды привезла Параджанову из Польши старинные швейцарские часы. После их беседы Параджанову на глаза попалась я. Он тут же передарил эти часы мне - сказал: «Они тебе очень подойдут под костюм». Через пару лет встретила Параджанова снова с его польской гостьей и сразу похвасталась обновкой. Как она вскипела, как обиделась! А он такой был всегда: много получал, и без тени сожаления, даже с радостью делился своими сокровищами с людьми, которые ему нравились.

Его жена Светлана обладала потрясающей красотой. Ее профиль напоминал камею. И все же представить Сергея мужем очень сложно. Это был вулкан, где все бурлило. С утра до вечера у них в доме были люди. В той жизни, когда ничего нельзя было достать, он бежал на толкучку, покупал разные штучки-дрючки и создавал из них коллажи. Тогда мы не относились к его работам серьезно: подумаешь, тряпочку приклеил, бусы к ней прикрепил… А сейчас это культурное достояние трех наций.

Супруга Светлана Ивановна: Мы познакомились в опере

Моя первая встреча с Сергеем состоялась в опере. Я училась в 10-м классе и очень любила балет. Пришла в театр на премьеру «Дон Кихота». В антракте, прогуливаясь, увидела молодого человека кавказской внешности с усами. Он был в обществе двух женщин, одну из которых я знала. Я поздоровалась, и Параджанов этим воспользовался, чтобы познакомиться. Он предложил провести меня домой и спросил, сколько мне лет. Я ответила: «Шестнадцать». «Какой ужас!» - воскликнул он. - «Почему?» - «Мне тридцать». По дороге домой он узнавал, какие мне нравятся актеры, книги, писатели... Записал мой телефон и пообещал непременно позвонить. Я была под огромным впечатлением от встречи, но мне никто не звонил. Немного погоревала и стала его забывать. И вдруг в канун моего дня рождения Сергей пришел к нам в дом и пригласил меня на киностудию. Мы стали встречаться. Я в это время оканчивала школу, сдавала экзамены, собиралась поступать в университет. А тут в разгаре любовь!

Свадьбы как таковой у нас не было. Мы расписались тайно: родители согласия на брак не дали из-за моей молодости, попросили подождать года два. В ноябре 1955 года тайно расписались в захудалом загсе на Брест-Литовском проспекте. Сергей мечтал, чтобы мы сочетались еще и церковным браком. Но я была комсомолкой, и меня бы за это исключили, так что я не согласилась. Мы стали жить на улице Довженко в коммунальной квартире.

Гораздо позже, когда мы разошлись и Сергей вторично сделал предложение руки и сердца, он заявил, что нужен только церковный брак и венчать нас будет католикос Армении. Он просто бредил этим ритуалом. Но это венчание так и не состоялось.

После освобождения Сергея из тюрьмы я приехала к нему в Тбилиси. Мы гуляли по городу, он заводил меня в старинные переулочки, дворики, где знал историю каждого камешка. Этот день нашей жизни мне бы хотелось повторить.

Режиссер Роман БАЛАЯН: Если бы не соседка, Сергей пропал бы без вести

Во время нашей первой встречи я Параджанову не понравился - меня привел человек, которого он очень не любил. Правда, на прощание сказал: «Приходи еще, но без дураков». Самая яркая встреча была после фильма «Тени забытых предков». Я ему сказал: «Спасибо, по-моему, это гениальный кинопримитив». «Что?» - возмутился Сергей. Так мы подружились.

Он очень любил делать подарки. Но я старался ничего не брать, думал, есть люди более достойные. У него в доме я встречал таких людей, к которым бы никогда в жизни не приблизился. К нему приходили Владимир Высоцкий, Майя Плисецкая, Александр Любимов. Говорил в основном он - очень громко, весело, импровизировал.

Когда Сергея посадили в тюрьму, у него наконец-то появилось время заняться изобразительным искусством. Половину своих коллажей он делал в камере из мусора. Все заключенные приносили ему детали для будущих творений. Так что Параджанову удалось назло судьбе состояться как художнику. Когда его спросили, что ему дала отсидка, ответил: «Бессмертие».

А когда его схватили, мы два дня недоумевали - куда он пропал. Его забрали без свидетелей. Но жена Светлана и сын Сурен подняли тревогу. Очевидно, его хотели схватить тайно, но соседка Оксана случайно вышла на балкон и все увидела. Если бы не она, Параджанов, наверное, вообще пропал бы без вести. Но, несмотря на трагическую судьбу Сергея, я повторяю: «Господа, какое веселое имя - Параджанов!»