После того как на допрос в Генпрокуратуру вызывали министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, а в прессу попали детали контракта между государственной компанией "Укринтерэнерго" и английской компанией Steel Mont Trading, мы решили выяснить у эксперта, сколько Украина потеряла на этой сделке.
- Решение покупать уголь в ЮАР было политическим, - считает член Набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. - Если бы Украина закупила, как и планировала, 1 млн тонн угля в ЮАР (пока закуплено чуть более 200 тыс. тонн. - Прим. авт.), то при курсе 13 грн. за доллар бюджет получил бы ущерб на сумму 400 млн грн. При сегодняшнем курсе ущерб был бы больше. Если же к этому еще добавить дотации, которые государство выплачивает украинским шахтам, то сумма убытков составит более 1 млрд грн. К сожалению, в нынешних условиях обойтись без импорта невозможно.
По словам эксперта, с экономической точки зрения выгодней было бы покупать уголь у России.
- Там уголь дешевле и везти его ближе, - говорит эксперт. - Польская продукция не подходит (не рассчитана на наши ТЭЦ. - Прим. авт.), а весь уголь, который мы будем везти через море, оказывается дороже из-за доставки. Уголь из ЮАР по разным данным обходится около 120 долларов за тонну (86 долларов за тонну + накладные расходы. - Прим. авт.), а российское топливо с доставкой получается около 95 долларов. Это цена, по которой его завозит ДТЭК. Но, конечно, лучше было бы покупать собственный уголь, иначе можно угробить отрасль.
По словам эксперта, на шахтах в зоне АТО цена тонны угля составляет около 1600 грн. При этом в эту сумму включена зарплата шахтеров. А по минимальной цене уголь могут продавать и по 1100 грн. Другое дело, что Украина не хочет платить деньги "ДНР" и "ЛНР", а добычи в зоне, подконтрольной Киеву, не хватает, чтобы покрыть потребности страны. Поэтому и стоит вопрос об импорте.