Три четверти уволенных хотя бы раз задумывались о мести экс-шефам, по данным анонимного опроса от канадских исследователей из Йоркского университета. 84% потерявших работу считает, что их убрали из фирмы несправедливо. Можно догадаться, что и в Украине желающих отвести душу не меньше. Причем некоторые даже переходят от слов к делу…
Прихватили на память
Практически в любой фирме есть сотрудники, которые, с точки зрения руководителя, или ничего не делают, или стопорят все процессы. Однако увольнение, которое должно облегчить жизнь руководству, зачастую связано с риском лишиться ценной информации: бывшие коллеги могут запросто "прихватить ее с собой на память". Ведь некоторые бывшие подчиненные
Международные компании Eset (Словакия) и Future Today провели исследование и выяснили, что очень часто бывшие сотрудники не ограничиваются банальной кражей канцелярских товаров, но и проявляют недюжинную смекалку, мстя компании за увольнение. Так,
- 17% респондентов хотя бы один раз уничтожали ценные документы, а иногда и программное обеспечение, чтобы как можно сильнее навредить компании – бывшему работодателю;
- 13% опрошенных уносили с собой материалы, представляющие собой коммерческую тайну, – клиентскую базу, конфиденциальную информацию (планы, отчеты и т.д.). Все это впоследствии перепродавалось всем желающим (как правило, фирмам-конкурентам) или же использовалось на новом месте работы.
- 4% респондентов мстили в открытую и просто обнародовали коммерческую информацию в интернете.
И наконец, 62% респондента не делали ничего такого после получения "белого билета", однако они не считают подобные действия непорядочными по отношению к компании, уволившей своего сотрудника.
|
А фирмы - как люди
Что же движет людьми, которые мечтают отомстить? По словам психоаналитика Марины Бабушкиной, основной мотивацией является желание "отплатить той же монетой" - восстановить справедливость. Как обычно мстят обидчику? Как ни странно, почти одинаково, идет ли речь о человеке или фирме. Обычно "распускают сплетни" - пишут на всевозможных тематических Интернет-ресурсах максимально негативные отзывы о работе в компании, о ее руководителях. Или же поступают куда хуже - применяют "физическую расправу": рассекречивают коммерческую информацию, уничтожают ценную информацию. При этом вредящему "справедливости ради" только кажется, что он получает моральную компенсацию, действуя по принципу "ты мне - я тебе". На самом деле месть - это палка о двух концах: бьет и по обидчику, и по обиженному, не давая ему двигаться дальше. Поскольку человек, живущий только одной мыслью – отомстить, постоянно "прокручивает" ситуацию и не способен увидеть новые возможности.
Таким образом, в психологическом плане месть разрушительно влияет на мстящего. А еще человек может нанести урон своей репутации. Узнав о подобных действиях (сейчас активно вводится в практику получение отзыва с предыдущего места работы), потенциальные работодатели не рискнут взять такого сотрудника, опасаясь возможных поступков с его стороны. Не лучше ли при действительно незаконном увольнении обратиться в суд и добиться справедливости законным путем?
Как говорится, лучший способ отомстить – быть счастливым, назло обидчику.
В тему
Треть начальников полагаются на порядочность сотрудников
В ответ на это, большинство компаний – более 60% - так или иначе пытаются защитить себя от "человеческого фактора":
- в каждой четвертой компании (25%) установлено правило – сразу же после подачи заявления на увольнения ограничивать доступ сотрудника к корпоративным ресурсам;
- а 16% фирм сразу же после увольнения меняют пароли от всех внутренних служб, к которым имел доступ бывший работник.
Однако, в трети опрошенных компаний руководство призналось, что не предпринимает никаких действий, чтобы защититься от мести уволенных сотрудников. Просто надеются на порядочность и понимание со стороны бывших коллег.