Снимать фильмы о Леониде Гайдае можно безостановочно. Он был весел, неординарен, и вся его жизнь обросла мифами и байками. К дню рождения мэтра каналы подготовили документальные ленты. Сегодня мы публикуем интересные факты из программ «Леонид Гайдай. Необычный кросс» (ТВЦ) и «Операция «Ы» и другие приключения Леонида Гайдая» (Первый канал).
Гайдай постоянно страдал от цензуры. После первого фильма «Жених с того света» он даже заработал клеймо антисоветчика. И Гайдай, с подсказки Пырьева, научился маневрировать и торговаться: когда ему «выкатили» сорок поправок к «Бриллиантовой руке», он приделал в конце фильма ядерный взрыв, и в итоге вырезали только его.
Чтобы протащить эротику, Леонид Иович своих героинь наряжал в купальники - о нижнем белье не могло быть и речи... Тогда Наталья Варлей и Светлана Светличная страшно рисковали вместе с Гайдаем репутацией.
«Я требую продолжения банкета!», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко!»... Почти все знаменитые фразочки, которые потом стали крылатыми, Гайдай подслушал на улице или у друзей. В его комедиях нет ни одного случайного слова. Даже иностранная тарабарщина в «Бриллиантовой руке» - это не просто набор звуков. Ночью перед съемками Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над «переводом» диалога с турецкой путаной: «Что ты наделал, глупый вонючка!» - «От глупой вонючки и слышу!» Никулина озарило: вонючка - это скунс, а все вместе - крукл скунс табл шляхт! Гайдай говорит: «Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему, - спрашивает Никулин, - мордюк?» - «А я вчера с Мордюковой поругался».
Ходит миф о съемках «Бриллиантовой руки» - якобы Гайдай каждому, кто придумает удачную шутку, давал бутылку шампанского. На самом деле все эти небылицы сочинил Юрий Никулин в какой-то телепередаче. Тем вечером Гайдай ему позвонил: «Юр, ну чего ты там наплел про шампанское-то?» - «Лень, ну ведь так же интереснее».
Гайдай по-разному находил своих актеров. Приведя из цирка клоуна Никулина, отчаявшаяся ассистентка уже думала, что ее уволят за такой «кастинг». А Гайдай, довольный, утвердил его без фотопроб: «Вам даже гримироваться не надо. Только моргайте почаще». За молоденькую Наталью Варлей ему пришлось отдать Юнгвальду-Хилькевичу бутылку коньяка - это был безошибочный совет.
|
А вот на поиски Шурика в «Операцию «Ы» ушла масса времени и сил. Гайдай провел добрую сотню фотопроб и не постеснялся отказать таким актерам, как Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Евгений Петросян и Олег Видов... Шурика, никому не известного тогда Сашу Демьяненко, нашли в Ленинграде. Позже он появится и в «Кавказской пленнице», и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Есть мнение, что на самом деле Шурик - это второе «я» Гайдая. Он так же ухаживал за девушками - разыгрывал целые сценки, провожая до дому. Как Шурик на ослике, Гайдай ездил в армии на маленьких монгольских лошадях - волоча ноги. Поступая во ВГИК, читал стихотворение о девочке Лиде...
Была у Гайдая одна серьезная слабость - азартные игры. Он это и не скрывал. В карты он играл всегда: на съемках, в поездах, в гостях и дома. Он в своей квартире устроил настоящий Лас-Вегас, и постоянным его партнером была теща - играли, правда, по маленькой. В конце 80-х в стране появились казино и игровые автоматы. Гайдай часами сидел возле «железных дьяволов», как он говорил, и мог проиграть все до копейки. Все знали, где искать его после съемок. Он был уверен, что «дьявола» можно обыграть. В фильме «На Дерибасовской хорошая погода...» Гайдай сыграл сам себя в образе полоумного деда, все просадившего в казино.
|
Леонид Гайдай не умел экономить. В «Иване Васильевиче» - в сцене «банкета» - он решительно забастовал против осетров из папье-маше и, потратив бешеные по тем временам 200 рублей, раздобыл все натуральное. Без проблем была куплена только икра заморская - баклажанная. Когда сцену сняли, обнаружили, что вместе с икрой и осетрами по оплошности засняли бутылку боржоми. Надо переснимать и все покупать снова.