Пора начинать подготовку к вступительным и выпускным экзаменам.
До весны, когда выпускников начнут активно загружать испытаниями, - всего ничего. Так что ребятам, которые хотят как следует подготовиться к поступлению, сейчас самое время определить для себя подходящую систему занятий и поскорее взяться за учебники.
Заниматься индивидуально или в группе?
На финишном этапе выбирайте уроки «один на один». Учителю будет проще найти темы, в которых ребенок плавает, и методично работать над ними. Если же преподаватель занимается сразу с несколькими школьниками, он часто забрасывает самого сильного и пытается подтянуть отстающих.
С другой стороны, если все дети подготовлены более или менее одинаково, занятия в небольших группах тоже могут быть эффективными. Школьники будут тянуться друг за другом и соревноваться. К тому же это способ сэкономить. Ведь групповые уроки (оптимальное число учеников - от двух до четырех) гораздо дешевле индивидуальных.
Как организовать режим дня?
Подготовка к экзаменам - нагрузка колоссальная. Старайтесь поддерживать школьника всей семьей. Посоветуйте, как правильно организовать день, по возможности освободите от обязанностей по дому.
Возьмите расписание занятий со всеми преподавателями, выясните объем домашних заданий и оцените, сможет ли школьник чисто физически осилить все.
Узнайте у педагога, сможете ли вы быть чем-то полезным в подготовке.
ЦЕНА ВОПРОСА
Обучение на подготовительных курсах при вузе обойдется от 150 до 1000 гривен в месяц.
Стоимость услуг репетитора, в зависимости от его квалификации, составляет $5-30 за один урок. Длительность урока также может быть разной - 45 минут, 1 час или полтора часа.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Готовьтесь в «своем» вузе!
Константин ЧАБАЛА, заместитель директора департамента по связям с общественностью негосударственного университета:
- Будущий абитуриент может пойти на подготовительные курсы того вуза, в котором он планирует учиться. Как правило, они дают право на поступление на льготных условиях. Например, человек, успешно закончивший подготовительные курсы в нашем университете, может предоставить не два сертификата независимого тестирования, а только один - по украинскому языку и литературе с оценкой не ниже «4» по 12-балльной системе.
С репетиторами лучше работать в том случае, когда знаете, какие предметы будете сдавать на экзаменах, но еще не решили, в какой вуз поступать. Поиски репетиторов я бы посоветовал вести среди преподавателей вузов.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Занятия в вузе
«+»
- На курсах при институте школьникам помогают выстроить школьные знания в систему, необходимую для сдачи экзаменов в конкретном учебном заведении;
- у подростка есть возможность привыкнуть к будущему месту учебы, почувствовать себя своим, познакомиться со студентами и профессорами;
- абитуриентам рассказывают, по каким книжкам, учебникам и пособиям лучше заниматься;
- на курсах регулярно проводят проверочные и контрольные работы - это одновременно и репетиция экзаменов, и неплохая психологическая подготовка.
«-»
- Группы, которые набирают при институтах, довольно многочисленные - как минимум 30 - 40 человек;
- преподаватель чисто физически не сможет ответить на все вопросы пытливых одиннадцатиклассников;
Уроки с частным преподавателем
«+»
- Не придется зависеть от расписания и, если чадо, к примеру, занимается с репетитором из школы, мотаться на другой конец города;
- репетитор составит для учащегося индивидуальную программу занятий. Если найдет в знаниях ребенка серьезные пробелы, объяснит, как их заполнить, не отвлекаясь на мелочи. Школьник владеет предметом на отлично? Поможет повторить материал и подскажет, как отшлифовать знания.
«-»
- Найти хорошего репетитора не так-то просто. В занятиях с обычным школьным учителем, не знакомым со спецификой требований в конкретном вузе, не всегда есть смысл. А услуги педагога из вуза обойдутся в два, а то и в три-четыре раза дороже, чем занятия с обычным предметником;
- договариваться с репетитором стоит, если в запасе до вступительных экзаменов есть хотя бы полгода. Иначе вы впустую потратите деньги: за 8 - 10 занятий учитель при всем желании не впихнет в голову подростка всю учебную программу;