Денежные секреты: на чем экономят жители разных стран

Очередной кризис и падение гривны сделали украинцев еще беднее и заставили в который раз затянуть пояса.

Желание дотянуть до зарплаты, оказывается, интернациональное. Фото: Thinkstock

Многие с тоской взирают на Европу и США - эх, чтоб мы так жили! Однако оказывается, что жители развитых и благополучных стран экономят ничуть не меньше нас. 

Швеция 

Одна стиральная машина на всех и вклады на ребенка 

Шведы платят самые высокие налоги в Европе (порядка 60% доходов) - тут поневоле станешь бережливым! Так что экономят они на всем.

Начнем с того, что шведы покупают одежду на распродажах, достаточно долго ее носят, но и потом не выбрасывают, а продают через специальные сайты. Такому же отношению к вещам они учат своих детей. 

Шведы постоянно откладывают и вкладывают деньги - особенно в детей. На имя каждого ребенка здесь открыты накопительные счета, а на день рождения малышу вполне могут подарить сертификат инвестиционного фонда. С 35-37 лет шведы начинают откладывать часть доходов на пенсию.

Что касается экономии электроэнергии, то здесь у жителей Швеции буквально пунктик. В многоквартирных домах часто не покупают индивидуальную стиральную машину, а пользуются общей, которая стоит в специальном помещении.  По вечерам многие зажигают свечи, а окна оставляют незашторенными - так экономят не только на собственном, но и на уличном освещении. А несколько лет назад в Швеции провели исследование и выяснили, что если на ночь отключать от розеток телевизоры, компьютеры, зарядки и т.д., в масштабах страны можно сэкономить столько энергии, сколько бы хватило для обеспечения жилых домов Стокгольма. Так что среднестатистический швед теперь не ложится спать, пока не повыдергивает все вилки из розеток. 

Германия 

Список покупок и индивидуальное отопление

Пару лет назад европейцы провели исследование и выяснили, что самой бережливой нацией в Европе являются немцы, которые с истинно немецкой педантичностью ежемесячно откладывают на будущее минимум 10% своих доходов. А где же изыскивают резервы?

Перед походом в супермаркет немцы предварительно составляют список необходимых покупок (как правило, на неделю вперед), но в отличие от нас, импульсивных, строго ему следуют. Выбирая одежду, немцы не переплачивают за бренды. Они не обращают внимания на лейблы, ходят по распродажам и не брезгуют секонд-хендами. 

Экономят немцы и ресурсы: стиральные и посудомоечные машины включают ночью (когда тарифы ниже), а для полива газонов собирают дождевую воду в специальные баки. Отопление включают только в самые холодные дни, при этом температуру тщательно регулируют: гостиную прогревают в среднем до 20 градусов тепла, спальню - до +16...+18, а в кладовой и туалете нередко довольствуются 14 градусами тепла. 

США 

Охота за скидками и сайты ненужных вещей 

Для американцев экономия - это хобби, а охота за скидками чуть ли не национальный вид спорта. Здесь могут неделями присматривать понравившуюся вещицу, дожидаясь, когда цена на нее снизится. А уж "черная пятница" (начало рождественских распродаж), в которую магазины открываются в пять утра, известна вообще во всем мире. 

На еде жители США тоже экономят. Многие покупают дешевую калорийную еду, из-за чего ожирение здесь стало национальной проблемой. Обед на работу носят из дома, да и алкогольные напитки, вопреки сложившимся у нас стереотипам, зачастую пьют в домашней обстановке, а не в баре. 

В США очень популярны сайты, которые помогают экономить. На одних можно разместить (и, соответственно, найти) вещи, которые хозяева готовы отдать бесплатно. На других - узнать всю информацию о распродажах и скидках на продукты, одежду, бытовую технику и т.д.

Американцы экономят на каждой мелочи, даже между близкими людьми расчеты производятся до цента. Моя подруга, которая живет в США уже больше 20 лет, рассказала, что на 10-летие дочери они устроили ей праздник в кафе. На вопрос о подарке подруга искренне удивилась: "Так это и был подарок! Мы с самого начала предложили ей выбор, и она выбрала праздник с друзьями. Мы заплатили 400 долларов - это очень дорогой подарок".

Такая бытовая мелочность и прижимистость американцев каким-то непостижимым образом сочетается с тем, что они легко берут кредиты на дорогие ненужные вещи. А еще здесь довольно распространена благотворительность: американцы часто делают пожертвования в фонд ветеранов войн, защиты животных и т.д. 

Япония 

Горстка риса и капсульные отели 

В отличие от Европы, где семейный бюджет обычно планируют оба супруга, у японцев этим занимаются женщины. Они же устанавливают сумму карманных денег для своих мужей.

Надо сказать, что экономить у японок получается отлично: в среднем жители этой страны откладывают в копилку четверть заработка, тогда как европейцы - порядка 10-15%. Впрочем, эксперты говорят, что у японцев просто нет другого выхода: они вынуждены делать большие сбережения, поскольку живут в постоянном ожидании стихийных бедствий. К тому же пенсии здесь чрезвычайно низкие - предполагается, что каждый японец сам должен позаботиться о своей старости.

Японцы - это нация не просто экономная, но и, можно сказать, аскетичная. Едят они мало, могут довольствоваться горсткой риса на обед. А квартиры в японских домах совсем крошечные - так экономят не только на квартплате, но и на отоплении. 

Понять, в какой тесноте могут без проблем существовать жители Страны восходящего солнца, помогает сугубо японская разработка - капсульные отели. В этих - с позволения сказать - гостиницах вместо комнат - небольшие спальные ячейки размером 1х2х1,5 метра, расположенные друг над другом. Считается, что этого размера вполне достаточно, чтобы спать, смотреть телевизор и читать. 

Принято считать, что единственное, на чем не экономят японцы - это на воде, ведь они обязательно каждый день принимают ванну. Однако это выглядит расточительством только на первый взгляд. Во-первых, все члены семьи принимают ванну, не меняя воду (правда, перед этим каждый идет в душ). Во-вторых, в Японии широко распространена сантехника, которую можно назвать "унитаз-раковина". Раковина с краном располагается сверху над бачком, поэтому после мытья рук вода потом используется для слива в унитаз. Словом, выходит мегаэкономия - одновременно времени, пространства и воды. 

Франция 

Отгул для распродаж и попутчики в поездках 

Пожалуй, больше всего распродажи любят французы. Здесь даже никто не удивится, если в сезон распродаж вы возьмете отгул, чтобы хорошенько пройтись по магазинам и получить максимально возможные 70%-ные, а то и 80%-ные скидки. 

Еще одна сугубо французская черта - поиск попутчиков. Сейчас у нас тоже многие предпочитают объединяться, когда собираются ехать на автомобиле в другой город. Но в том-то и дело, что немало французов так ездят не только в дальние поездки, но и на работу, и даже в магазин за покупками! Естественно, расходы на бензин делят поровну.

Экономят жители Франции и на коммуналке. Принять ванну тут  признак настоящей роскоши - обычно французы ограничиваются быстрым душем. А знакомая студентка, которая год жила в Париже, рассказывала, что зимой спала в спальном мешке - его покупка обошлась дешевле потенциальных счетов за электричество.

МНЕНИЕ

"Взять на вооружение можно, но все же у нас свои особенности"

- Опыт других стран интересен, но все же у них свои национальные особенности, а у нас - свои, - отметил "КП" в Украине" независимый эксперт по розничной торговле Андрей Куценко. - К тому же из-за разной структуры расходов некоторые методы экономии будут не так эффективны. Например, у нас тоже очень популярны распродажи, но учитывая, что украинцы тратят на одежду в 8 раз меньше, чем на еду, экономия будет несущественной. Шведская привычка выключать бытовые приборы из розеток хороша и может прижиться, а вот ездить с соседями за продуктами по примеру французов или экономить на детских подарках, как это делают американцы, украинцы будут вряд ли.