Экономика еврозоны трещит по швам, но не сдается

Еврокомиссар по экономике и финансам Пьер Московичи списывает все трудности на геополитику, не замечая кризиса самой модели управления при глобализации.

Кризис еврозоны: временная турбулентность или крах с последующей трансформацией? Фото: соцсети

Виновата геополитика?

Еврокомиссия считает геополитический риск главным для своего макроэкономического прогноза на период 2014–2016 годов, сказал еврокомиссар по экономике и финансам Пьер Московичи при вступлении в должность. Об этом сообщило AFP.

Совокупный рост ВВП для 28 стран-участниц ЕС сопоставим со "средней температурой по больнице". Он не будет превышать 0,8% в этом году и в 2015 покажет незначительные 1,1%. Об этом  сообщил канал france24.

- Доминируют понижательные риски для прогноза роста экономики, особенно, связанные с геополитической напряженностью, возможной реакцией рынка на нормализацию монетарной политики в США и рисков, вытекающих из скорости претворения в жизнь программ реформ в ЕС, - уточнил Московичи.

Трансформация или распад

В осеннем прогнозе развития стран еврозоны Еврокомиссия ухудшила оценку роста реального ВВП еврозоны на 2014 и 2015 годы, понизила оценку уровня государственного долга и прогноз по инфляции. В этом году "ползучий" рост ВВП для ведущих 18 стран ЕС составит 1,2%, чуть ускорившись в следующем году - до 1,7%.

Низкая инфляция (прогноз до 2% к 2016 году) скорее говорит о стагнации: производства не развиваются, рост зарплат заморожен. Дефляция вызывает втягивание в нисходящую спираль цен и заработной платы и увеличивает риск новой рецессии. Масла в огонь добавляет низкий внутренний спрос и слабый экспорт. 

Замкнутый круг дисбалансов

В качестве выхода рассматривается снижение национальных налогов для домохозяйств на 40 миллиардов евро и удешевление стоимости рабочей силы. Но не раньше 2016 года. Европейский центробанк против: это увеличит госдолг. Правительства хватаются за любую соломинку, чтобы не утонуть. К примеру, Налоговый кредит в поддержку конкурентоспособности и занятости - Credit d'impot pour la competitivite et l'emploi (или CICE), принятый в 2013 году во Франции, - призван сократить трудозатраты на 2,6% и создать 150 тысяч рабочих мест. При этом правительство убивает двух зайцев - решает вопрос безработицы и улучшает сальдо торгового баланса за счет предприятий, ориентированных на экспорт. Но что делать с внутренним спросом, если зарплаты маленькие и расти не будут? В Германии этот вопрос решают с помощью самой высокой средней заработной платы  в Евросоюзе.

Однако в текущем году крупнейшие экономики региона Германия и Франция не могут порадовать результатами. ФРГ замедлилась, во Франции наметился спад.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Малому бизнесу в Британии прочат "потерянное десятилетие" из-за ЕС?

Профсоюзы и крупный бизнес лоббируют введение норм трудового законодательства Евросоюза, что ставит под угрозу существование свободных предпринимателей.