Как я работал пожарным

Корреспондент «КП» заступил на сутки бойцом расчета в одну из пожарных частей Киева [ фото ]

Что мы знаем о профессии пожарных? Кроме того, что эти отважные ребята воюют с огнем и спасают наши жизни, практически ничего. А чем они занимаются, когда в городе спокойно, как живут и в каких условиях работают? На все эти вопросы попытался ответить журналист «КП» накануне Дня пожарного, который отмечается 29 января

Боевка, топор и каска

- Если хотите увидеть пожарных в деле, направим вас на Троещину, -  сказали мне в Главном управлении МЧС Киева. -  Дежурить будете в 33-й части. Деснянский - один из самых жарких районов Киева. Смена караула в восемь утра, потому советую прибыть заранее.

Наутро, без четверти восемь, я стоял на КПП части по адресу Жукова, 4. Ее начальник Станислав Кубашевский представил меня личному составу. По громкоговорителю объявили о построении, и уже через минуту все расчеты выстроились в шеренгу.

- За прошлые сутки у нас был один выезд. Пожар в селе Троещина, горел частный дом, – начал доклад Вячеслав Васюк, заместитель начальника. - В обгоревшем помещении найден труп женщины. Дорога сегодня мокрая, водителям нужно быть предельно внимательными. Проверить экипировку и машины. Нынче пятница, потому не забывайте, что предстоит уборка территории.

На этом «лекция» закончилась, и новый караул приступил  к несению службы.
- Вам нужно подобрать форму,  – сказал мне начальник.

Старшина Лариса Грищенко, отвечающая за спецодежду, выдала мне почти новый комбинезон, штаны с лямками, прорезиненную куртку с пелериной и пластмассовую каску с забралом. На одежде вместо пуговиц блестели защелки.

- Меряйте костюм, только не потеряйте: его стоимость 1500 грн, а с меня спросят в пятикратном размере, - попросила женщина.
- Вот еще возьмите инструмент, - старшина протягивает широкий кожаный ремень с карабином и небольшим топориком в чехле.
Пытаюсь быстро натянуть форму, но уложиться в норматив 26 секунд никак не получается. 1 минута 10 секунд - вот мой лучший результат.
Сложив экипировку в ячейку, находящуюся в гараже, отправляюсь на экскурсию по части.

- Это наша диспетчерская, люди звонят на центральный пункт, и уже оттуда сигнал тревоги поступает сюда, – объясняет Станислав Анатольевич, открывая двери на пульт. – В нашей части шесть автомобилей, практически всем перевалило за 20 лет. Но благодаря механикам они до сих пор на ходу.
- Есть и чем похвастаться, – подхватывает заместитель Вячеслав Васюк. - В 2004 году нам подарили новый ЗИЛ и «Газель», которая еще не была в эксплуатации.
На втором этаже все, как в обычном общежитии: кухня, курилка, комната отдыха. Тут же находятся и учебные классы. Ночью пожарные могут поспать, но в случае тревоги должны за 30 секунд одеться и быть у своей машины.

ЛЮБИМАЯ ПРОФЕСИЯ ЗА 700 ГРН

Когда тревоги нет, бойцы не сидят без дела. После построения идут в класс на теоретические занятия, потом уборка територии, обед, ремонт машин или помещения. День проходит быстро. Вечером караул собирается в комнате отдыха.
– Я мечтал стать пожарным с детства, - откровенничает спасатель Вадим. - К сожалению, нас не балуют зарплатой. На 700 гривен протянуть трудно. Квартиру получить нереально. Мы все тут из области, после суточного дежурства приходиться добираться домой.

На часах почти девять, а в городе по-прежнему спокойно. Но ребята предупреждают, что расслабляться не стоит.
- Чаще всего выезжаем рано утром или под вечер, – говорит пожарник Дима. - Днем обычно горит мусор. Если же вызов ночью, жди беды. Многие погорельцы задыхаются во сне от дыма.
Не успел мужчина закончить фразу, как на стене загорелся красный плафон с надписью «ТРЕВОГА»!

ДРАГОЦЕННЫЕ СЕКУНДЫ

По всему зданию заревела сирена. В коридоре раздался грохот сапог.
- Давай скорее вниз, тревога! – поторопил меня начальник караула.
Сперва я решил спуститься по железному шесту. Но, посмотрев вниз, понял, что лучше пробежаться по ступенькам. Это заняло лишних 30 секунд. Еще на лестнице услышал, как заработали двигатели машин. Через мгновение я был в гараже, но ребята, с которыми общался еще минуту назад, уже рассаживались по кабинам. Времени у меня хватило только на то, чтобы схватить боевку, ремень, каску и последовать их примеру.

 - Адрес? – спросил водитель.
- Улица Маяковского, горит подвал многоэтажки, - и мы рванулись с места.
- Что горит? – наконец решился спросить я.
- Мусоросборник в подвале!
- А зачем тогда выехало три машины и лестница? – удивился я.
- Пока прибудем, могут заняться квартиры. Чтобы не терять времени, сразу взяли три хода.

К сожалению, никто на дороге не спешит пропускать спецтехнику. Паренек на «Ладе» лихо вырывается вперед и перекрывает дорогу на светофоре. Мигалки и сирена водителя не волнуют. Потеряны драгоценные секунды. Мчимся дальше. Снова нас подрезает какой-то глупый смельчак на иномарке, и снова уходят секунды.
Наконец через 12 минут мы на месте.

- Заворачивай, это здесь, – командует начальник.
Но во дворе нас ожидает очередной сюрприз: припаркованные автомобили. Пожарной машине тут явно не проехать.
- Ты пробирайся, – говорит командир водителю, - а мы побежали.

Расчет выпрыгивает из машины и направляется во двор. Я иду следом за всеми.
Возле шестого подъезда, нас встречают несколько человек. Как оказалось, жильцы не стали дожидаться МЧСников и начали самостоятельно тушить огонь. Пока наша машина ползла по двору, бойцы перехватили у жильцов эстафету и принялись заливать пламя ведрами. Спустя минуту появилась первая цистерна.

- Давай разматывай! – скомандовал начальник. – Ребята схватили рукав, водитель подал воду, и вскоре огонь сдался.
- Видно, кто-то бросил в мусоросборник окурок, – оценил ситуацию один из бойцов расчета.
- Это ж кому отвечать придется? - поинтересовался жилец.
- Вот кто бросил, тому и придется! – отрезал пожарный, после чего все курильщики вмиг затушили свои сигареты.
Удостоверившись, что огонь полностью потушен, мы потянулись к машинам.
- На сей раз повезло. Надеюсь, на этом выезды закончатся, – проворчал водитель, нажимая на педаль газа.

Так и вышло. Больше за сутки вызовов не поступало. После плотного ужина караул отправился на отдых, оставив на посту дежурного и диспетчера. А уже рано утром начальник снова докладывал прибывшим ребятам:
- Сутки прошли нормально, серьезных выездов не было. Желаю, чтобы и ваше дежурство прошло спокойно. Приступайте.