Пока весь мир гадал о происхождении загадочной подлодки, которую Швеция искала в акватории Балтийского моря, не менее таинственной остается судьба украинской субмарины "Запорожье".
Как известно, после перехода Крыма в состав России и последовавшей за ним сдачи судна, ее включили в состав Черноморского флота РФ – несмотря на солидный возраст и непригодность к использованию в подводных условиях. А три месяца спустя в ВМС РФ заявили: не исключают возможности возвращения подлодки, как и других оставшихся в Крыму суден, после прекращения конфликта на востоке страны. Правда, с тех пор никаких новостей о "Запорожье", так и не поступали.
Но внезапно эту тему снова поднял украинский президент. О том, что Украина будет добиваться возвращения боевых кораблей, Петр Порошенко заявил на этой неделе. Во время визита в Одессу он подчеркнул, что решения самопровозглашенных властей Крыма о национализации суден ни на что не влияют.
- Мы должны очень жестко поставить этот вопрос, - сказал глава государства. - Мы этого никак не пропустим, и эти корабли должны быть в составе Военно-Морских Сил Украины.
|
20 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ, ЕЩЕ БОЛЬШЕ – В РЕМОНТЕ
Единственную подводную лодку в истории независимой Украины построили в 1970 году, после чего она 20 лет несла службу в советском флоте. После развала СССР она вошла в состав Черноморского флота и вернулась под начало ВМС Украины только спустя шесть лет – при разделе суден между двумя государствами. Именно тогда, в 1997 году, она и получила нынешнее название "Запорожье".
|
Но нести боевую службу субмарина, к тому моменту пережившая уже три ремонта, не могла – Россия вернула подлодку в неисправном состоянии, да еще и без аккумуляторных батарей. Так что судно тут же стало на ремонт, и на долгие годы. При этом новые батареи, которые служат всего около пяти лет, купили еще до его окончания, так что к первому пробному погружению в 2012 году они уже изрядно поизносились. А сегодня и вовсе отслужили положенный срок.
Так или иначе, в январе 2013 года "Запорожье" наконец вошла в состав боевого флота Украины. Но послужить стране так и не успела – мартовские события в Крыму поставили на судьбе субмарины огромный знак вопроса.
|
ВЕРНУТ ЛИ "ЗАПОРОЖЬЕ"?
Сейчас подлодка по-прежнему базируется в Севастополе. И что с ней будет дальше, пока совершенно неясно. В ВМС Украины на вопросы о перспективе возвращения субмарины реагируют болезненно.
- Ее нет, все, - не скрывая раздражения, ответили в командовании Черноморского флота Украины.
Дальнейшие попытки получить хоть какую-то информацию о будущем подводных сил Украины успехом не увенчались. Сначала после звонков "КП в Украине" там вешали трубку, потом перестали ее поднимать.
Куда охотнее о подлодке говорят эксперты. Они предполагают, что ее вряд ли вернут. Скорее распилят на металлолом. А если и вернут, то стране она уже не пригодится. Сказывается возраст: лодке, которая строилась всего на 25 лет, скоро "стукнет" 45.
|
- Эта подлодка с самого начала была утопией, - говорит начальник управления морской охраны Госпогранслужбы, контр-адмирал Николай Жибарев. – Понятно, что каждый военнокомандующий хочет иметь все виды войск, включая подводные. Но кроме самой субмарины в Украине не было ничего: ни тренажеров, ни средств оказания помощи экипажу в аварийной ситуации. Поэтому никто не взял бы на себя ответственность погружать ее на глубину.
- Украине она сможет пригодиться только для учений надводных кораблей или как музейный экспонат. Как боевой корабль она не сможет погружаться под воду, - подчеркнул капитан 1 ранга в отставке Евгений Лупанов.
ЗАМЕНУ ИСКАТЬ НЕ БУДУТ
Сейчас, когда порты Крыма оказались вне досягаемости, добавилась и еще одна проблема. Подводным судам негде базироваться. Поскольку в обычный порт их не поставишь, а необходимые условия были только на полуострове.
Кроме того, в Украине субмарины не строят. И не строили даже в советские времена. Подлодки собирали в Санкт-Петербурге, Северодвинске и других российских городах. А центр кораблестроения, расположенный в Николаеве, занимается только надводными кораблями.
- Иметь свою подлодку – это престижно. Но для военно-морских сил этот вопрос нерешаемый, - считает Жибарев.
Теоретически, ВМС могли бы купить подлодку в Германии или Турции – там давно и успешно занимаются их созданием. Но цена вопроса для страны в нынешних условиях совершенно неподъемная – больше миллиарда гривен. А за эти деньги можно купить 3-4 военных самолета-истребителя.
По мнению эксперта, сначала нужно разобраться с надводными кораблями и создавать концепцию развития ВМС. А уже тогда думать о субмаринах.