В PinchukArtCentre азотные взрывы, лабиринт, рухнувший музей и гомосексуалисты.

25 октября в PinchukArtCentre открылась новая выставка.

Выставка продлится до 4 декабря. Фото: Елена Гладких

В PinchukArtCentre я хожу постоянно. На каждую новую выставку. За последние 6 лет не пропустила ни одной. Помню и эротические статуи Адама и Евы, и человеческий череп, который разъедают черви, и различные воплощения фаллоса – их-то современные художники и скульпторы любят больше всего.

В новой выставке принимают участие номинанты премии Future Generation Art Prize 2014. Кто получит Гран-при и награду 100 тысяч долларов (60 тысяч наличными и 40 тысяч в виде гранта) международное жюри объявит в Киеве 6 декабря. Всего на выставке представлены работы 21-го номинанта.

На втором этаже размещены проекты ветеранов премии. Их работы уже не единожды вы могли наблюдать в PinchukArtCentre. Одна из моих любимых инсталляций - это "История боли" Демиена Херста. Концепция проста и понятна. Большой белый надувной мяч балансирует на струе воздуха над полем направленных кверху лезвий ножа. И как только эта струя воздуха исчезнет, мячик тут же упадет на десятки острых ножей. Вот и человек, как тот беспомощный мячик. Кстати, представлена также и полюбившееся многим инсталляция Херста "Творения Господни". В стеклянных боксах собрано около 100 скелетов различных животных. Идея тоже проста – все мы разные, но всех нас создал Бог, а значит, все мы достойны жить.

Фото: Елена Гладских 
Фото: Елена Гладских 

Остальные этажи центра отданы для демонстрации новых работ. Кстати, мне очень повезло, что в день открытия на выставке присутствовали сами авторы этих творений и объясняли их глубокий подтекст. Скажу честно, порой расшифровать этот подтекст самостоятельно оказывается крайне сложно.

Американка Эллисон Виэра предлагает зрителю самому стать участником придуманного ею эксперимента с пространством и временем. Она построила лабиринт с очень узкими коридорами, где нереально развернуться — своеобразную "бродилку". Кстати, если надумаете бродить по этому лабиринту, то снимайте верхнюю одежду, а то застрянете как я.

По лабиринту можно бродить и выбирать разные стратегии пути — идти быстро прямой дорогой или же свернуть на другую и окольными путями снова выйти на первоначальную стезю. "Мы всегда можем идти дальше, но никогда не можем вернуться назад", — говорит художница о своем лабиринте. Тезис, который для украинцев приобрел сегодня особую актуальность.

Фото: Елена Гладских 
Фото: Елена Гладских 

Кстати, почти все работы номинантов были созданы в Киеве, в том числе и во время митингов и обстрелов Майдана. Поэтому неудивительно, почему большинство работ, так или иначе, связаны с войной и революцией.

Наиболее прямо тема войны в Украине прочитывается в украинских проектах, авторами которых являются Жанна Кадырова и Никита Кадан.

Кадырова на этот раз экспериментирует с фотографией. Первая мысль от сделанных ею урбанистических киевских фото — взрывы в городе. "Но то, что вы видите — это не взрывы, это реакция фото на азотную кислоту, — раскрывает художница идею эксперимента. — На фото — виды киевского Левого берега: спокойный город, живущий своей жизнью, и тут с ним что-то происходит...".

Фото: Елена Гладских 

Еще одна инсталляция, которая привлекла мое внимание - облезлое чучело оленя, раскуроченный шкаф 1950-х, куски арматуры с торчащими прутьями и журнальные картинки советских военных мемориалов. Если бы не рассказ автора инсталляции Никиты Кадана, понять эту тонкую задумку мне вряд ли бы удалось. В основе идеи - музей как хранилище человеческой истории.

- Традиционный способ рассказывать историю уже не может вместить в себя происходящего, и музей на глазах разваливается. Причем не факт, что разваливается только от внешних ударов, но, возможно, и от внутренней трухлявости, — рассказал художник.

Фото: Елена Гладских 
Фото: Елена Гладских 

На первом этаже представлена целая серия работ, посвященных теме гомосексуализма. Соответствующие картинки, видео и скульптуры. Всем желающим раздают листовки с историей гомосексуализма в Украине.

Фото: Елена Гладских 
Фото: Елена Гладских 

А еще на втором этаже есть замечательная комната, где специальная техника беспрерывно пускает миллионы мыльных пузырьков. В чем суть непонятно,  но ловить эти пузырьки было весьма занимательно.

Фото: Елена Гладских 

Многие инсталляции и вовсе остались для меня неразгаданными. И думаю, что для многих посетителей тоже. Меня всегда удивляло, как сосредоточенно люди смотрят на различные откровенно непонятные "творения". Взгляд у всех очень умный и понимающий. Порой понять современное искусство крайне сложно, но попробовать стоит: а вдруг получится?