Советский ученый изучал Эболу на себе

Николай Устинов погиб, исследуя лихорадку. И в честь него назвали новый штамм вируса.

Николай Устинов погиб, исследуя лихорадку.

Вирус Марбург, штамм У… Далекому от науки человеку эти названия вряд ли что скажут. Но для любого вирусолога это как таблица умножения: Марбург - страшный недуг, от которого умирают более 70 процентов заразившихся, штамм У - разновидность этого вируса, названная в честь новосибирского ученого Николая Устинова, который изучал это опасное заболевание. При чем тут тогда вирус Эбола? Очень просто: две заразы - ближайшие "родственники", входят в одно семейство. Обе передаются через кровь, слюну... У больных резко повышается температура, и один за другим отказывают все органы.

Победить Марбург

В Новосибирске в середине 70-х годов прошлого века появилось специализированное научное учреждение, в стенах которого искали противоядие от самых страшных инфекций мира. Многие научные труды по сию пору носят гриф "Секретно", а сотрудники хранят молчание.

Наверное, Николая Устинова и его работы ждала бы та же учесть, если бы не трагедия, случившаяся 26 лет назад. В 1988 году, исследуя опаснейшую инфекцию, ученый заразился и умер в тяжелых муках. 

…Вдова вирусолога Евгения Николаевна сейчас на пенсии, живет в Кольцове - небольшом поселке под Новосибирском, где, собственно, и расположен научный центр "Вектор".

- У нас был отличный коллектив, - говорит Евгения Устинова. - И цель у всех, кто работал в нашей с Колей лаборатории, как бы пафосно это ни звучало, была одна - победить Марбург и Эболу. Молодыми были и о том, что может случиться беда, не задумывались...

Роковой укол

В Новосибирский центр, занимающийся изучением опасных вирусов, молодого вирусолога пригласили в 1983 году.

- Его все любили, - продолжает Евгения Николаевна. - Бывало, идем по длинным коридорам, с Колей здороваются, а он потом спрашивает меня: "Женя, это кто сейчас был?" Его знали все…

Роковой для Устинова день в центре помнят до сих пор. Это было в конце апреля 1988 года.

- Николай Васильевич вместе с лаборантом проводили очень сложную процедуру: делали забор крови у морской свинки, зараженной вирусом Марбург, - объясняет коллега ученого Александр Чепурнов, который руководил в "Векторе" лабораторией особо опасных вирусных инфекций. - По неосторожности лаборант проткнул животное насквозь иглой от шприца. Игла прошла через резиновые перчатки и оцарапала Устинову руку.

После ЧП Николая Васильевича сразу поместили в изолятор, который находился непосредственно в центре. Через несколько дней у ученого резко поднялась температура, начались головные боли, кровавая рвота…

- К моему мужу никого не пускали. - Евгения Николаевна едва сдерживает слезы. - Коля вел дневник, в котором он, даже будучи в тяжелом состоянии, истекая кровью, описывал течение болезни…

Куда потом делись эти рукописи, супруге ученого неизвестно: ей их никто не передал. Но то, что записи представляли научный интерес, никто не отрицает.