Государственная тайна по-украински: В Раде работают сексоты!

Недавно доступ к гостайне был закрыт для экс-премьера Виктора Януковича. Видимо, в верхах решили, мол, за ниточки уже не дергает, значит, и важнейшие секреты страны знать не обязательно. «Комсомолка» попыталась выяснить, что сейчас относят к государственной тайне и с чем, как говорится, едят это острое блюдо. Чего же лишился Виктор Федорович и другие его коллеги, ушедшие из власти?

В каждом министерстве и во всех силовых службах есть секретные документы.

Недавно доступ к гостайне был закрыт для экс-премьера Виктора Януковича. Видимо, в верхах решили, мол, за ниточки уже не дергает, значит, и важнейшие секреты страны знать не обязательно. «Комсомолка» попыталась выяснить, что сейчас относят к государственной тайне и с чем, как говорится, едят это острое блюдо. Чего же лишился Виктор Федорович и другие его коллеги, ушедшие из власти?

В коридорах парламента дежурят сотрудники спецслужб

Если бы у вас была возможность заглянуть в документы с грифом «Цiлком таємно», вы бы это сделали? В британской разведке «MI-5» даже есть такой тест на профпригодность: желающего стать шпионом после собеседования просят отнести в соседний кабинет незапечатанный конверт, на котором указано: «Совершенно секретно». Внутри - записка: «Поздравляем! Вы зачислены в штат». Работу получают только самые любопытные претенденты, заглянувшие в конверт.

Критерии отбора украинских шпионов неизвестны. Но под бдительным надзором СБУ (а именно ей поручено следить за сохранением государственной тайны) находятся все секреты державы.

- Особисты из СБУ следят даже за работой депутатов в Верховной Раде, - рассказал «Комсомолке» генерал-лейтенант милиции Виктор Развадовский, курировавший работу правоохранительных органов в парламенте IV созыва (он возглавлял соответсвующий комитет). - Командование посылает их, чтобы внимательно слушали… ну, вы понимаете. Ведь когда человек становится депутатом, на него автоматически заводится допуск к гостайне. Соответственно, они имеют доступ как к документам с грифом «Для служебного пользования», так и к «совсеку» (бумаги под знаменитым грифом в Украине «украшены» специальной красной полоской).

Несколько депутатов, опрошенных «КП», подтвердили, что в коридорах Верховной Рады и по сей день работают сотрудники СБУ. Однако узнать, случалось ли им когда-либо ловить депутатов - изменников Родины, не удалось.

Теперь Януковича в СБУ не пустят

Несмотря на депутатский статус, ни Виктору Януковичу, ни членам его отставного правительства пристальное внимание сексотов не грозит: Кабмин Тимошенко лишил их права доступа к гостайне. Тяжесть утраты особенно видна в глазах экс-вице-премьера Николая Азарова. Как главный экономист, он частенько получал по министерской почте папочки зеленого цвета с надписью на обложке: «Для службового користування. Цiлком таємно» (корреспонденты «КП» наблюдали целую стопку таких документов на его рабочем столе во время последнего интервью с Николаем Яновичем, когда он был еще министром).

Впрочем, не все экс-министры придают этому событию большое значение, полагая, что через несколько дней их «восстановят в правах».

- Что вы, никакого дискомфорта от нехватки информации я не испытываю, - отшутился экс-министр юстиции, регионал Александр Лавринович. - Через пару дней нас снова «посвятят в тайны», - только уже не от Кабмина, а от Верховной Рады - ведь мы стали депутатами. И вопрос этот технический.

Даже если сегодня два десятка министров-отставников считают, что нет ничего страшного в лишении их спецдопусков, то уже через несколько дней они рискуют прочувствовать ситуацию в полной мере.

- Например, если Виктора Януковича пригласят на коллегию в СБУ, он не сможет прийти, так как у него теперь нет соответствующей формы допуска, - объясняет Виктор Развадовский. - Я ведь когда возглавлял Комитет по работе правоохранительных органов, тоже принимал участие в коллегиях и допуск туда обязателен. Вы знаете, какие вопросы они там рассматривают?! Очень серьезные, можете не сомневаться. Кроме того, ни одно правительство до этого не лишали доступа к секретным документам. Я полагаю, что Тимошенко сделала это намеренно, по политическим мотивам.

КСТАТИ

Что прячется под грифом «Совершенно секретно»?

Согласно Закону «О государственной тайне»:

- Минобороны скрывает от чужих глаз стратегические планы и карты, численность, места дислокации войск и их боеготовность, а также передовые разработки в сфере вооружений.

- Минэкономики держит в секрете данные относительно запасов, содержащихся в Госрезерве, о реальных возможностях экономики и промышленности страны и свято оберегает информацию о золотовалютном резерве страны.

- МИД никогда не раскроет содержание директив и указаний, которые получают дипломаты перед переговорами с иностранными коллегами, и держит в тайне информацию об экспорте вооружения.

- Но больше всего «секретничают» силовики: МВД, СБУ и Генпрокуратура. Все эти службы «прячут» сведения о точном количестве личного состава, методах и результатах собственной работы, «информаторах», «сотрудниках в штатском», охране важных объектов, правительственной связи, шифрах, применяющихся для защиты секретной информации. А также занимаются расследованием нарушений и преступлений, касающихся гостайн.

КАК ЭТО БЫЛО

По словам руководителя одного из отделов военного завода «Арсенал» (Киев) Ирины Ивановой (имя и фамилия изменены по личной просьбе нашего источника), в советское время для конспектирования секретных документов выдавали специальные общие тетради с пронумерованными листками, прошитым корешком и спецштампами. Вырвать страничку из такого конспекта было невозможно - специалиста немедленно заподозрили бы в измене Родине. И вынести такую тетрадь за пределы завода было невозможно. Перед уходом проверяли, чтобы каждый конспект был сдан.

А КАК СЕЙЧАС

- Сегодня я вполне свободно передвигаюсь по территории предприятия с флешкой, а до ее содержимого никому нет дела, - делится Ирина. - А подойти к любому компьютеру и слить информацию, как вы понимаете, сотруднику несложно. Единственная мера, которую предпринимает СБУ по отношению к сотрудникам, - это редкие «облавы» на тех из нас, кто находится на засекреченных территориях завода, не имея на то допуска. Мы называем эти рейды «охотой на клопов».