Как Хилькевич Высоцкого от ОБХСС спасал

22 октября исполняется 80 лет режиссеру картины "Д'Артаньян и три мушкетера".

Сценарий картины «Опасные гастроли» Юнгвальд-Хилькевич писал специально под Высоцкого. Фото: Кадр из фильма

Последние годы Георгий Юнгвальд-Хилькевич фильмов не снимает - работает художником в театре Юрия Куклачева. Но его трилогию о мушкетерах, "Узник замка Иф", "Ах, водевиль, водевиль..." и другие картины обожают до сих пор. 

"Комсомолка" позвонила имениннику накануне юбилея.

"Самый плохой режиссер"

- Георгий Эмильевич, как отметите день рождения?

- Работать буду: делаю новую программу для Дмитрия Куклачева. "Котостройка" - спектакль о том, как коты требуют дать им человеческие права - в том числе места в Думе.

- А как же фильмы?

- Предлагают снять картину по моему сценарию, написанному пять лет тому назад. Пока размышляю... Я же считался самым плохим советским режиссером, меня даже не включили в Энциклопедию кино СССР - не складывались отношения с советским строем. Но я все-таки умудрился снять революционный фильм "Опасные гастроли". Сценарий писал специально под Володю Высоцкого. Полгода мне его на главную роль не утверждали. Измучили! 

Высоцкий в Одессе на съемках "Опасных гастролей", к сожалению, два месяца пил. И мы занимались очковтирательством: делали вид, будто работаем, а сами ждали, когда Володя выйдет из больницы. Переживали - вдруг нас с директором за простой посадят? Когда наконец Высоцкого выписали, снимали без остановки...

Для "Опасных гастролей" Володя написал столько песен! Но многие запретили: "Я не люблю себя, когда я трушу", "Песню о сплетнях" ("Но словно мухи тут и там, ходят слухи по домам…"), "Цыганочку".

Высоцкий вообще мой любимый актер, мы дружили. За ним ходили сотрудники ОБХСС, чтобы поймать за руку, когда ему передадут деньги за левые концерты. А мы, его друзья, стояли в проходах, и нам незаметно устроители засовывали конверты с наличкой в карман...

- Высоцкий позже пробовался в вашем фильме "Дерзость"...

- Это были фиктивные пробы. Он сидел совершенно без денег, нуждался. Я вызывал его на пробы, которые ему оплачивали. Володя говорил: "У меня есть хорошая примета: если Хил звонит - это к деньгам!" 

Народ его обожал. Однажды привез Володю к своему другу в Сенеж. Высоцкий решил спеть. По всему Сенежу быстро разнеслась весть: Высоцкий выступает!

А в 25 км от этого местечка находились курсы для старших офицеров. Кончился концерт, мороз минус 40, ждем автобуса. Вдруг вдалеке появляется какое-то облако. Это бежит военный, до пояса голый, потный, от него валит пар. Подбежал к Высоцкому, встал на колено, говорит: "Володя, я прибежал, чтобы сказать: нас около тысячи человек. Если ты скажешь нам встать в ружье - мы пойдем за тобой!" 

Высоцкого аж всего затрясло. Говорит: "Спасибо. Ты хоть согрейся!" А военный развернулся и опять побежал свои 25 километров. В автобусе Высоцкий переживал: "Я этого не заслужил!" 

С третьей женой Надирой Мирзаевой режиссер познакомился на съемках: она сыграла Гайде в "Узнике замка Иф". Они вместе до сих пор. Фото: Личный архив

"Когда Володя был в запое..."

- Говорят, однажды Высоцкий приревновал к вам свою возлюбленную, актрису Татьяну Иваненко.

- Приехали с Таней на спектакль "Гамлет" к Володе. Я ей говорю: мол, на душе кошки скребут, поцелуй меня в щечку. Таня развеселилась и куснула слегка. Когда свет зажгли - у меня под глазом синяк, она сосуд зубом задела. А Володя решил, что я к ней приставал, и она мне залепила... 

Вообще Таня особенный человек. Она забеременела от Высоцкого. Володя ей сказал: если родишь - отношениям конец. Таня ответила: "Не могу твоего ребенка убить - прощай!" И действительно исчезла. Родила дочку Настю - та уже взрослая.

Володя не хотел, чтобы Марина Влади узнала, что Таня забеременела. Кстати, когда у Володи случались запои, Марина уходила на ночные фестивали, вечеринки. Ей там было интереснее, чем рядом с пьяным. А с Высоцким сидела моя тогдашняя жена Таня Чернова. Марина потом за это ей подарила золотое ожерелье - сняла с шеи и надела на Таню...

Однажды Володя и Марина спасли Таню. У нее был перитонит, начался сепсис, она оказалась на грани жизни и смерти. Влади достала в Париже дефицитное лекарство, через три часа Боярский выехал в аэропорт "Шереметьево", встретил летчика, который вез лекарство из-за границы, и отдал его мне. После Татьяна начала быстро выздоравливать.

Боярский против Абдулова

- Говорят, режиссер Юрий Любимов с трудом отпустил к вам в фильм о мушкетерах своего актера Вениамина Смехова, игравшего Атоса...

- Он его вообще не отпустил! Ох и намучились мы с Веней! Он прилетал на неделю и за это время снимали те сцены, которые с другими прокручивали месяц. Вместе все четверо мушкетеров в кадре встретились только два раза. Все остальное - монтаж. 

- А с Боярским помирились? Слышала, у вас была ссора.

- За 30 лет совместной работы чего только не было! На первых "Мушкетерах" он сам фехтовал. И на репетиции ему кто-то концом шпаги проколол во рту небо. Вызывали "Скорую", могло быть заражение крови. От меня скрывали, кто ранил Боярского. И только когда умер постановщик трюков Володя Балон, мне открыли тайну: это сам учитель фехтования случайно промахнулся. 

В "Мушкетерах 20 лет спустя" Боярский заваливал коня и сломал руку. И все серии у него на левой руке перчатка, а на самом деле там у него гипс...

Мушкетеры - чисто настроенческий фильм. Наверное, у него такой бешеный успех, потому что я выбирал не актеров, а людей, похожих на персонажей. Они ничего не наигрывали, были сами собой. 

Боярский приехал пробоваться на Рошфора. Я его увидел и понял, что это натуральный д'Артаньян. Абдулов, который уже был утвержден на эту роль, все-таки играл гасконца, а Миша им был (в итоге Абдулову достались в фильме лишь два эпизода. - Ред.).

Смехов - абсолютный Атос по своей сути. Игорь Старыгин, ныне покойный, был Арамисом и в жизни, такой же утонченный дамский угодник. У Вальки Смирнитского сейчас в Испании свое имение - настоящий Портос! 

Успех картины прост: актеры не играют - они такие и есть в жизни! Боярский - настоящий д'Артаньян, а Смирнитский - Портос. Фото: Кадр из фильма

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ МАСТЕРА: 

СПРАВКА "КП"

Георгий Эмильевич ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ родился 22 октября 1934 года в Ташкенте.

Отец - оперный режиссер Эмиль Иосифович Юнгвальд-Хилькевич. 

Окончил архитектурный и театрально-художественый институты в Ташкенте, Высшие курсы сценаристов и режиссеров ВГИКа (1966).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990).

Заслуженный деятель искусств Украины (1995).

Автор нескольких книг о кино.

В ТЕМУ 

Мой отец не узнал Сталина

- Мой папа в начале 20-х работал в Большом театре ассистентом режиссера, - рассказывает Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Однажды туда приехал Сталин - решил снять из репертуара "Юлия Цезаря": мол, не ко времени. А папа совершенно не разбирался в политике: в лицо знал только одного большевика с усами - Буденного. И стал со Сталиным спорить, называя его Буденным! В итоге отца выгнали из Большого - и он уехал в Ташкент. 

Уже в 1937 году папа снова приехал в Москву со своей постановкой. Сталину спектакль понравился. Отца он узнал и с ехидцей спросил: "Ну теперь-то вы знаете, что я нэ Буденный?"

Возможно, благодаря этой истории КГБ не трогал отца даже в самые страшные годы.