Должны ли учителя отвечать за свои политические взгляды?

Методисты обвиняют педагогов в упущенных шансах заняться патриотическим воспитанием.

Школьников воспитывает ежедневный пример взрослых, а не внеклассные часы и акции «для галочки». Фото: Вислов Иван\архив «КП»

Педагогов, замеченных в непатриотических высказываниях, увольняют. Это забота о школьниках, которых надо защитить от нездорового влияния, или запугивание учителей?  

Должны ли, например, учителя отвечать за свои политические взгляды, которые они не афишируют? В украинском законодательстве уже многие годы прописаны пункты о несоответствии должности тех педагогов, которые позволяют себе аморальные поступки, даже если речь идет о внерабочем времени. Скажем, учительницу, которая идеально проявляла себя на уроках, но при этом подрабатывала на панели по ночам, увольняли именно по этой статье. Сейчас же по "аморалке" преследуют педагогов из Донбасса, которые  поддерживали контакты с "ДНР" и "ЛНР". 

По мнению министра образования и науки Украины Сергея Квита, к педагогам необходимо выдвигать особые требования, так как они воспитывают детей, и речь идет не о их личных убеждениях, а о влиянии на будущее поколение.  С этим сложно не согласиться. 

По словам киевлянина Эдуарда, учительница химии рассказывает на уроках его одиннадцатилетней дочери и ее одноклассникам, что Украина - это часть России и эти страны надо объединить. После его обращения к дирекции школы пропаганда прекратилась, но если возобновится - родители готовы сообщить в департамент образования Киева, и тогда учительнице гарантировано увольнение. 

Правда, может напугать детей и пропаганда иных, чересчур радикальных политических взглядов. Как рассказала киевлянка Александра Рудакова, ее девятилетний сын пришел из школы в слезах после плохой оценки по украинскому языку, так как педагог при всех заявила, что мальчик хочет говорить на "вражеском русском языке", а родного не учит. 

Есть более сложный вопрос: если речь идет не об откровенной пропаганде сепаратизма, что именно считать непатриотическими высказываниями? И кто в школе должен это определять?

МНЕНИЕ

ЗА: "Воспитывать любовь к Родине надо личным примером"

- Сейчас педагоги боятся быть политически нейтральными, чтобы избежать обвинений в недостаточном патриотическом воспитании школьников,  - рассказывает учитель  истории Украины Евгения Николайчук. -  Например, когда я рассказывала о казаках, методист, которая присутствовала на уроке, была недовольна тем, что я не сказала о современных бойцах как наследниках военных традиций, якобы упустила шанс. Воспитывать любовь к Родине надо личным примером, а не из-под палки, не из страха прослыть не слишком пылкой патриоткой. Ведь дети прекрасно ощущают фальшь. Малейшая неискренность со стороны взрослого может привести к противоположному результату в воспитании. Педагоги должны себя чувствовать уверенно, только тогда они станут авторитетом для ребенка. 

ПРОТИВ: "Перегибы в любом деле опасны"

- Я уверена, что в политических вопросах школа должна соблюдать нейтралитет, - считает преподаватель киевской школы №329 Юлия Малашева. - Надо воспитывать у детей моральные качества и давать знания, а не агитировать. Тему сепаратизма в школе надо подавать как можно аккуратнее и максимально толерантно. Без ярлыков, разделения на правых и неправых. Акцент стоит делать не на войне, не на противостоянии, а на объединении и мире. Перегибы в любом деле опасны. Не слышала, чтобы школьник свел счеты с педагогом, ложно обвинив его в сепаратизме, но при глубоком конфликте и такое возможно. Зато знаю случаи, когда ученикам просто чересчур эмоционально рассказывали об АТО, и дети дома впадали почти в истерическое состояние. Ученики, особенно в младших классах, очень чувствительны, их легко "заразить" негативной эмоциональной реакцией. Любовь к стране детям надо прививать, не вмешивая в политику. 

КСТАТИ

В журналах по русскому языку нашли крамолу 

Среди нескольких СМИ, которые были лишены регистрации в рамках "очищения информационного пространства от сепаратистских изданий", оказались и научно-методические журналы для преподавателей русского языка и литературы. Что в них было крамольного, в редакциях не могут понять. 

Журнал "Русский язык, литература, культура в школе и вузе", который издавался более 9 лет, поддерживала Украинская ассоциация преподавателей русского языка и литературы. Собственно, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Института филологии Киевского национального университета имени Т. Шевченко Людмила Кудрявцева была как президентом ассоциации, так и главредом журнала. Издание публиковало методики преподавания школьного предмета, а также научные работы русистов Украины. Правда, как сообщили коллеги из Института филологии, сепаратистскими могли посчитать излишне резкие высказывания ученой. Например, о том, что преподаватели русского языка представляют Россию в Украине и должны выступать как единая сила. Или издание пострадало за то, что Людмила Кудрявцева добивалась, чтобы русский язык изучали хотя бы в виде факультатива во всех школах нашей страны. 

В другом запрещенном отныне журнале "Русский язык и литература в учебных заведениях"  тоже дискутировали о статусе русского языка в современной украинской школе.

- Я бы сам закрывал издания, в которых есть слово "новороссийский", но когда речь идет о русском языке, хорошо было бы внимательнее вникнуть в ситуацию, - считает главный редактор издания, профессор, доктор наук Владимир Звиняцковский. - Ведь ничего политического в издании не было. Нас поддерживало Агентство по научным и культурным связям, подписывая школы с русским языком обучения на наш журнал. Но запрет не ударил по журналу, ведь он и так перестал выходить еще год назад. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Выпускники-2015 из зоны АТО могут остаться без аттестатов 

Им предлагают уже сейчас побеспокоиться о завершении образования.

Школьники, которые посещают учебные заведения на территории "ЛНР" и "ДНР",  рискуют остаться без документов о среднем образовании. Особенно остро стоит вопрос у тех, кто в этом году ходит в выпускной класс. Как сообщили в МОН, не будут выдавать школьные аттестаты там, где учебный процесс возобновлен сепаратистами вопреки предупреждениям образовательного ведомства, поэтому уже сейчас одиннадцатиклассникам из зоны АТО надо подумать, как завершить учебу и сдать два выпускных экзамена, а также обязательное независимое оценивание по украинскому языку (которое засчитают как государственную итоговую аттестацию). 

- В нашей школе сказали, что мы получим местные аттестаты, с которыми возьмут в российские вузы, - рассказывает 16-летняя луганчанка Екатерина Торопова. -  Но я не верю, что это возможно. Кроме того, нам объявили, что можно обойтись без теста по украинскому, так что никто в классе не собирается регистрироваться на ВНО.  

Старшеклассникам, которые обеспокоены ситуацией и планируют получить школьный аттестат государственного образца, в Минобразования предлагают прикрепиться к любому учебному заведению в другом регионе Украины либо в Донбассе - на территории, которая не находится под контролем "ДНР" и "ЛНР" и где занятия официально восстановлены. Уроки могут проходить дистанционно или же можно оформиться на экстернат. Для этого достаточно заявления учащегося, но если есть возможность, необходимо также предоставить документы о сданных школьных предметах за прошлые годы (табели). 

Тревожатся и  первокурсники, которые поступили в этом году в вузы в Донбассе. 

- Наша семья не могла сразу выехать, так как маму только прооперировали, - делится первокурсница одного из луганских вузов Светлана. - Когда я поступала в своем городе в октябре, еще не было речи о том, что университеты будут переводить. Потом маме стало лучше, и мы отправились в Киев. Думала, стану вольным слушателем, как обещали в Минобразования. Но оказалось, что это возможно для всех, кроме первокурсников. Чтобы стать студенткой, мне надо вернуться в Донбасс, наш вуз перевели в маленький поселок на безопасной территории. А если не ехать туда - в следующем году придется поступать заново…