Жители Донецка - о своем новом статусе: "Подписывайте все что угодно, главное - дайте мир!"

Президент завизировал закон, который никто не знает, как исполнять.

Дончане верят не словам, а тому, что видят своими глазами: город продолжают разрушать снаряды. Фото: Eastnews

Закон об особом порядке самоуправления в части Донбасса президент подписал спустя месяц после того, как его приняла Рада. Теперь все территории Донецкой и Луганской областей, которые сейчас находятся под контролем "ДНР" и "ЛНР", начнут жить по-новому. Как там восприняли новшество?

УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ

Внеочередные местные выборы 7 декабря, особые полномочия местной власти, пересмотр языковых вопросов, отряды народной милиции, амнистия участникам событий на востоке - это далеко не полный список того, что пообещали неспокойному Донбассу.

- Особый порядок на указанных территориях вводится временно - на три года со дня вступления закона в силу, - сообщает пресс-служба президента. - Основная цель - создание условий для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, конституционных прав и свобод граждан, создание условий для возвращения жителей в вынужденно оставленные места постоянного проживания, восстановление жизнедеятельности в населенных пунктах и развитие этих территорий. Также восстанавливаются права и законные интересы юридических лиц. 

КАКОЙ ОСОБЫЙ ПОРЯДКОК?

Пока депутаты возлагают на новый закон большие надежды, "местные власти" - "ДНРовцы", что называется, и в ус не дуют. Мол, какой особый порядок? У нас тут свое "государство". И, конечно же, признавать закон не собираются. Хоть документ анализировали. 

- Он подписан Порошенко в редакции, которая делает его бессмысленным, - уточнил "вице-премьер правительства ДНР" Андрей Пургин. - Потому что районы, на которые распространяются права особого статуса, в этом законе не указаны. Требуется дополнительное постановление Рады с указанием конкретной территории. Принять такое постановление будет очень сложно. 

Так что на практике выходит особый статус вроде бы есть, но на самом деле никому не предоставлен. 

ДОНЧАНЕ В СОМНЕНИЯХ

А вот сами дончане в ответ на такие заявления от "местных властей" только грустят еще больше: мол, дела не будет.

- Договариваться нужно, а не принимать все вот так в штыки, - высказал "Комсомолке" свое мнение шахтер с 22-летним стажем Александр Богоутов. - Неужели так тяжело понять, что страдают обычные люди, в их дома летят снаряды. С каждой такой новостью мы надеемся хоть на какой-то шаг к миру, но в итоге война продолжается и надежды становится все меньше. 

Слова горняка подтверждает и общий настрой дончан. Подписание закона президентом для многих и вправду прошло стороной. 

- Думаете, что-то изменится? - разводит руками врач-анестезиолог одной из донецких больниц Ирина Мещец. - Уже сколько всего подписали, о стольком вроде как договорились, а результата ноль. В наших операционных все больше людей с тяжелыми ранениями и конца-края этому не видно. 

А вот донецкие эксперты - историки, политологи и экономисты - на закон хоть и возлагают надежды, но комментировать не хотят. Мол, "рано, нужно посмотреть в действии и дождаться местных выборов". Отмалчиваются и чиновники. Те, что в Донецке, пожимают плечами: "комментировать не уполномочены". Что не удивительно, ведь официальную власть тут совсем отстранили от дел. 

КОМПЕТЕНТНО

Владимир Цибулько, политолог:

- Этот закон - личное обязательство Петра Порошенко перед президентом России. И он свое обязательство выполнил. Сейчас самая насущная задача - нормализовать жизнь людей на освобожденных территориях, интегрировать их в политическое и правовое поле Украины. По большому счету, закон консервирует положение вещей на текущем моменте. Пока не получится возобновить контроль по всей протяженности границы, стабилизировать ситуацию не получится.

Владимир Небоженко, политолог:

- Особого результата от этого закона я не жду. Это часть договоренностей в Минске, а нет данных, что Россия решила придерживаться тех договоренностей. Мы ожидаем, что после подписанного закона об особом статусе Донбасса, от наших границ отведут войска, а с украинских территорий выведут тяжелую технику. Но может оказаться, что закон подписан зря и никаких последствий не будет.