Долг платежом красен: спишет ли Европа наши кредиты?

"Комсомольская правда в Украине" вместе с экспертами разобралась, каковы шансы такого шага и так ли уж это выгодно, как кажется на первый взгляд.

Что ожидает Украину? Фото: usiter.com

Только цифры

Эта песня хороша – начинай сначала: в Украине снова заговорили о необходимости списания долгов. На этот раз списания украинской задолженности перед европейскими кредиторами потребовал спикер "Правого Сектора" Борислав Береза, который уверен: Украина вполне может потребовать этого от ЕС по примеру Греции.

Эксперты не раз говорили о том, что последствия евроинтеграции для отечественной экономики могут быть весьма болезненными – по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Вступив в ЕС, мы получим пресловутые европейские ценности и дешевые товары. Взамен – падение собственного сельского хозяйства и промышленности, а также ухудшение торговых отношений с Россией, которое, кстати, мы наблюдаем уже сегодня. В таких условиях списание долгов выглядит чуть ли не единственным очевидным бонусом, на который мы можем рассчитывать сразу.

Напомним, что государственный и гарантированный государством долг Украины на 1 сентября 2014 года составил 945,8 млрд грн., из которых внешний долг составляет 544,3 млрд. грн. Остальные чуть более 400 млрд. – это внутренний госдолг, то есть задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и другим кредиторам.

Итак, мы уже должны внешним кредиторам 42 млрд долларов (в пересчете по курсу 13) и находимся на пути к тому, чтобы до конца года получить в долг еще порядка $3 млрд. от МВФ. Но реально ли Украине добиться списания хотя бы части этих долгов и действительно ли это нам так нужно?

По примеру Греции

По мнению Борислава Березы, мы вполне можем поступить как Греция. И для того, чтобы заставить ЕС списать наши долги или их часть, необходимы политическая воля и влияние. Раз этого добились греки, то почему мы не можем поступить так же?

Да потому, что между Украиной и Грецией есть большая разница, говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. И главное отличие заключается в том, что греки – в ЕС, а мы – нет! Эксперт напоминает, что финасовая и экономическая система Греции были включены в систему ЕС, и Евросоюзу в данном случае было проще помочь, чем пустить греческий кризис на самотек.

К тому же, не стоит забывать о том, что одновременно со списанием половины долга, парламент Греции принял пакет мер жесткой экономии бюджетных средств, из-за чего уровень жизни в стране резко упал. Страну охватили массовые протесты - митинговали даже греческие полицейские, недовольные сокращением зарплат и урезанием соцпакета!

А, может, как в Польше?

Наша ближайшая соседка Польша в 1990-м имела внешний долг почти в 50 млрд. долларов. Однако стране удалось заключить соглашения о реструктуризации внешнего долга как с официальными кредиторами, так и с коммерческими банками. А в 1991-м  Польша и вовсе заключила соглашение с Парижским клубом кредиторов, согласно которому задолженность была сокращена вдвое, а оставшаяся часть – реструктуризирована.

- И снова в ситуациях есть существенные различия, - говорит Юрчишин. – Во-первых, тогда мировые рынки расширялись, а сейчас – сужаются. Во-вторых, Польша демонстрировала рост экономики, а у нас происходит консервация. И, наконец, в Польше за евроинтеграцию выступали и левые, и правые – в стране не было раскола.

Теория и практика

Василий Юрчишин уверен: списать долги нам сегодня нереально. Мировая практика показывает, что это делается, в основном, по двум причинам – либо в случае совершенно безнадежной ситуации, либо если страна демонстрирует "хорошее поведение" - то есть растет, развивается, проводит реформы, следует рекомендациям и т.д.

- Что касается первого пункта, то безнадежной ситуацию в Украине никак не назовешь – график выплат по кредитам у нас в этом году вполне щадящий, - напоминает эксперт. – Если говорить о реформах, росте промышленности и повышении конкурентоспособности, то если все это произойдет, появятся ресурсы, и, таким образом, необходимость в списании долгов отпадет сама собой.

- Списание долгов Украине возможно разве что теоретически, - соглашается экономист Всеволод Степанюк. – Ведь долги "прощаются" не потому, что мы такие хорошие и нас кто-то так сильно любит, а потому, что все равно не заплатим. Поэтому решение не душить экономику, а реанимировать ее, дабы впоследствии хоть что-то получить, на первый взгляд кажется вполне разумным, особенно на фоне того, что сегодня творится на востоке страны.

Но, конечно, это должны сделать не ЕС или США – такое решение могут принять лишь кредиторы.

Впрочем, здесь нужно понимать, что попросив списания внешних долгов, аналогичного списания нужно потребовать и по внутренним кредитам - хотя бы в тех же пропорциях. Но, говорит эксперт, государство у нас по-прежнему олигархическое, и вряд ли наша власть пойдет на то, чтобы фактически ввести в убыток саму себя. Поэтому и о списании внешних долгов можно вести разве что теоретические разговоры – на практике это нереально.

Сплошные минусы

В целом эксперты высказываются против списания долгов, утверждая, что это не принесет отечественной экономике никакой пользы.

- Для того, чтобы к нам относились серьезно и по-партнерски, страна должна демонстрировать стабильность и надежность, - говорит Юрчишин. – Но согласитесь: очень трудно хорошо относиться к тому, кто не платит по счетам. Даже если нам спишут эту задолженность – и что? Экономика-то все равно не работает!

Сторонники списания говорят о том, что как только Украине спишут хотя бы половину госдолга, кредитные рейтинги страны поднимутся, и мы сможем привлекать кредиты под меньшие проценты. К тому же теперь эти средства можно будет направить не на обслуживание госдолга, а на экономическое развитие. Но вот тут-то и возникает главная проблема: кто же нам даст в долг, если станет очевидно, что долги мы не возвращаем? К тому же списание задолженности – это огромный инвестиционный минус.

- Долги могут списать при условии, что министерство финансов и центральный банк страны объявят о том, что заплатить не могут, - поясняет Всеволод Степанюк. – А это уже негативный сигнал для инвесторов, и после такого объявления о неплатежеспособности в страну уже никто не зайдет минимум 2-3 года.

Словом, резюмируют эксперты, рассчитывать на то, что нам просто так спишут долги и мы начнем жить с новой страницы и будем набирать новые долги – это, по меньшей мере, утопия.