Тем более сейчас, когда из-за скачков курса наши заработки обесценились минимум в полтора раза! При этом руководители больших и малых компаний искренне полагают, что платят сотрудникам вполне достаточно, а многие из них не отрабатывают даже этого! Как же убедить начальство поднять зарплату?
Особенности менталитета
- Отношения с начальницей не сложились с самого начала, - рассказывает киевлянка Оксана. - Меня вообще после декрета взяли на эту работу каким-то чудом. Впрочем, "чудо" полностью компенсировалось мизерной зарплатой и вечно всем недовольной хамкой-начальницей. Личная жизнь у нее не сложилась, всю свою злобу и агрессию она вымещала на сотрудниках. Я проработала в этой компании полтора года, но мне и в голову не приходило попросить прибавку. Уверена, в этом случае мне пришлось бы выслушать, что я никчемный работник и на мою зарплату можно взять троих. Так что я нашла новую работу (сделать теперь это было проще, чем сразу после декрета) и ушла без малейшего огорчения.
К сожалению, подобные случаи на отечественном рынке далеко не редкость (подробнее см. В тему). Психологи поясняют: одна из основных причин кроется в особенностях нашего менталитета, сформированного десятилетиями. Ведь в советские времена обсуждать зарплату с руководством было не принято, так что вполне логично, что и сейчас этот шаг для многих является стрессом.
При этом специалисты напоминают, что здесь, как и в подавляющем большинстве других ситуаций, выбор остается за вами: если вы хотите получать больше, то найдете возможность обсудить это с шефом.
Сколько-сколько?
Практика показывает, что в вопросах повышения зарплаты начальство оказывается довольно "непонятливым", так что чаще всего жаждущему прибавки к жалованью приходится брать инициативу в свои руки. И тут встает самый главный вопрос: сколько имеет смысл просить? Эксперты единодушны: столько, сколько вы стоите!
Узнайте, какие суммы предлагают специалистам вашего уровня, в конце концов, разместите в интернете собственное резюме. Это поможет, с одной стороны, определиться со своей рыночной ценой, а с другой - подстраховаться на случай неблагоприятного исхода разговора.
При этом учтите: ценность любого работника определяется не только среднерыночной стоимостью труда, но и значимостью его работы для конкретной компании, а также реальными знаниями и способностями. Поэтому составьте список заслуг перед фирмой за все время, что вы в ней работаете, акцентируя внимание на последних достижениях. И ничего не упустите - в таком деле мелочей не бывает! Разумеется, сделайте акцент на своих деловых и человеческих качествах, которые помогают добиваться успеха в работе - работоспособности, ответственности, исполнительности, креативности и т.д.
Анализируем ситуацию
Очень важно начать разговор в нужное время. Но как понять, уже пришла пора обращаться к начальнику или стоит еще подождать?
Стандартные советы гласят, что идти к шефу с подобной просьбой можно и нужно, если вы являетесь сотрудником компании минимум два года и справляетесь с поставленными задачами. Также о том, что походящий момент наступил, могут свидетельствовать завершенная удачная сделка, рост прибыли компании, выход на рынок сильного конкурента, а также личный "прыжок выше головы". Нелишним будет обратить внимание на следующие моменты:
1. Зарплатная политика. В некоторых компаниях зарплаты пересматриваются раз в год по итогам предыдущего года. В этом случае имеет смысл подождать со своей просьбой еще хотя бы месяц-полтора.
2. Состояние дел в компании. Наивно рассчитывать на повышение, если деятельность фирмы убыточна. И наоборот: чем успешнее компания, тем больше шансов, что она с вами "поделится".
3. Наличие прецедентов. Если вы давно работаете в организации, то наверняка договориться о повышении зарплаты пытался кто-то до вас, и результаты этих попыток не являются большой тайной. Перед разговором с боссом проанализируйте эти результаты и оцените, насколько вы ценный сотрудник в сравнении с теми, кто уже получил прибавку.
Ищем аргументы
Если вы являетесь лишь "одним из многих", то о повышении зарплаты можете забыть сразу. Ведь вас легко заменит коллега, а за воротами стоит еще десяток таких же. Помните: среднестатистических работников никто не ценит, а их мнение никого не интересует - их гораздо проще уволить, нежели выслушивать.
Совсем по-другому обстоят дела с теми, на ком держится компания. Ключевые сотрудники есть во всех звеньях, их отсутствие сразу заметно, поэтому их ценят, берегут и всячески стараются сохранить. И таким ценным сотрудникам работодатели готовы платить больше, чем остальным.
Правда, даже в этом случае к разговору о прибавке нужно подготовиться, ведь аргументы вроде "Маша работает меньше, а получает больше" здесь не работают.
- Шантаж "Дайте больше денег, а не то уйду!" также срабатывает довольно редко - такое может "прокатить" разве что в IT-сфере, - отметил "Комсомольской правде" в Украине" директор по странам CНГ компании World Staff Виталий Михайлов. - Поэтому к разговору с работодателем нужно подготовить аргументы посерьезнее. Например, скажите, что готовы больше работать, взять на себя больше обязанностей и ответственности (разумеется, говорить нужно не абстрактно, а конкретно) при условии, что этот труд будет соответствующим образом вознагражден.
Главное - четко понимать, за что именно шеф должен увеличить вам зарплату, и тогда вас непременно ждет положительный результат. Зачастую сотрудники аргументируют просьбу о прибавке не достижениями, а личными нуждами, и, говорит эксперт это - большая ошибка. Ведь хроническая нехватка денег, кредиты и неработающая супруга - это сугубо ваши проблемы. А работодателю важна ваша ценность как специалиста, и на этом основании он и принимает решение, удерживать вас или нет.
- Да, украинские компании сейчас переживают непростые времена и поднимают зарплаты сотрудникам лишь в самых необходимых случаях, - резюмирует Михайлов. - Но, возможно, это как раз ваш случай и есть? Так что взвесьте все "за" и "против" - и действуйте!
СОВЕТЫ "КП"
Чего не нужно делать
- Рассказывать шефу о своих долгах, расходах, семейных и финансовых проблемах
- Ссылаться на коллег, у которых зарплата выше, давить на жалость ("работаю без выходных", "два года не был в отпуске" и т.д.)
- Угрожать увольнением
- Шантажировать предложениями конкурентов вне зависимости от того, действительные они или мнимые
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Когда не стоит обращаться с просьбой:
- в понедельник,
- в день зарплаты,
- в моменты авральной работы.
В ТЕМУ
Негативные ожидания оказываются сильнее желания получать больше
Опросы показывают, что около половины респондентов никогда не просили прибавку к зарплате. Среди причин наиболее часто называли такие:
- это бесполезно,
- мне неловко обращаться с такой просьбой к начальнику,
- я недостаточно долго проработал в компании,
- у нас это не принято,
- я не привык что-то выпрашивать.
- Очень часто для человека ожидаемые негативные эмоции от разговора оказываются сильнее желания получать больше, - говорит психолог Марина Деркач. - Немало людей пребывают в уверенности, что разговаривать с шефом о повышении зарплаты стыдно и унизительно, но это не так. "Уметь просить" означает уметь обращаться к человеку с просьбой, а не попрошайничать, давя на жалость. Научитесь озвучивать свои просьбы с достоинством, показывая, что знаете себе цену. Если ваша просьба была отвергнута - это вовсе не повод для депрессии и отказа от своих притязаний. Обговорите с шефом возможные дополнительные обязанности, которые будут вознаграждены. И, заключая договоренности, не забывайте о сроках: повышение зарплаты необходимо вам не в необозримом будущем, а с определенной даты.