Писатель Сергей Минаев: Литература для меня - это хобби, деньги я зарабатываю, торгуя вином

Корреспондент «КП» встретился с автором «Духless», «Media sapiens», только что выпустившим новый роман «The тёлки: повесть о ненастоящей любви»

Писатель Сергей МИНАЕВ

Корреспондент «КП» встретился с автором «Духless», «Media sapiens», только что выпустившим новый роман «The тёлки: повесть о ненастоящей любви»

Его уже больше не путают с певцом Сергеем Минаевым. После «Духless» с тиражом в полмиллиона экземпляров, последовавших затем двух «Media sapiens» он стал популярен и узнаваем (хотя к его творчеству относятся по-разному). Теперь Сергей еще и издатель, что не помешало ему сподобиться на новый роман о гламурной жизни - «The тёлки: повесть о ненастоящей любви». Вот и встречу Минаев назначил в стильном ресторане «Континента Антинори» - значит, дела в ажуре. Мы оценили, но в ответ все же решили проверить:

- А слабо тебе посидеть в шашлычной?

- Не слабо. Я бы с удовольствием встретился с тобой в стекляшке около Курского вокзала - отличная армянская кухня. Но там не сядешь. Есть в Москве такая проблема: в клубы ходят сниматься, а не танцевать, в рестораны - тусоваться, а не есть. А сюда я хожу из-за кухни, а не престижа.

- Но признайся, что мода для тебя имеет значение. Названия брэндов в новом романе чуть ли не на каждой странице...

- Марки были важны, когда я самоутверждался. Сейчас имеет значение профессиональная фактура вещи. Я тщательно подхожу к выбору гардероба, ведь первое впечатление, которое ты производишь, очень важно. Это банально, но это факт. А вообще я предпочитаю джинсы костюму. Гораздо комфортнее себя в них чувствую.

- У тебя там еще и сайты популярные мелькают: «Одноклассники», «В контакте»... Сидишь небось, переписываешься...

- Я в «ЖЖ» уже четвертый год. С прошлого года сижу на сайте  «В контакте». С другой стороны, я не понимаю, как может быть интересно обсуждать с одноклассниками темы десятилетней давности. Вот сайт как средство для знакомства с девочками - это я понимаю.

- Почему у новой книги такое название - «The тёлки»? Несколько странное, мягко говоря...

- Я было хотел поменять, смягчить, но потом подумал, что оно в коммерческом плане очень интересное. А то, что половина латиницей, половина кириллицей, так это легкий стеб. Главный герой постоянно же играет с «телками» в американца, вот и вставляет английские словечки в свою речь. Это сейчас вообще в тусовке модно, хотя звучит ужасно.

- В «Повести о ненастоящей любви» портрет нынешнего поколения получился достаточно убогим. Они только и умеют, что мухлевать с кредитными карточками...

- Что делать. Поверхностное отношение ко всему у нас возводится в культ. Посмотри на рекламу, ориентированную на этот социальный класс. «Бери от жизни все!», «Позволь себе больше!» И чего? А какой у них бизнес... Купить две бутылки по дешевке, чтобы потом продать подороже, купить уже шесть и нажраться. Они не только любить не умеют, но и карьеру строить. У моего главного героя нет жизненных метаний, у него четкий постулат: казаться лучше, чем быть. Этим все сказано. Он не яппи. Он просто совершенно пустой, бестолковый человек. И таких очень много. Но им кажется, что они актуальны... Ребята, вы заблуждаетесь.

«С Робски мы даже не знакомы»

- А почему после «Media sapiens» ты опять ударился в гламур? Сейчас ведь политика более актуальна: выборы президентские на носу...

- После «Духless» все ждали «Духless-2». А я им подкинул «Media sapiens». После «Тёлок» они будут ждать одно, а я напишу совершенно другое. С аудиторией надо играть. Ты ее должен очаровывать и поражать.

- А с гламурной запевалой Оксаной Робски ты знаком?

- Вообще-то нет.

- Это я к тому, что вы с ней играете на одном поле...

- Если судить по социальному составу читателей, наверное, да. Когда «Casual» называют первым гламурным романом, я с этим согласен. А «Духless» все-таки называют поколенческим романом. Это очень разные вещи.

- Ну как же? И там и там модные брэнды, светская тусовка, золотая молодежь...

- Ты понимаешь, с одной стороны, можно воспевать: ах, какой у нее чудесный телефончик. А с другой стороны, можно взять и показать идиотку, у которой сразу три телефона... Или дуру, которая звонит в консьерж-сервис, чтобы поменять себе звонок на мобиле. Какой это гламур? Это не гламур, это сатира.

Среди авторов - министры и депутаты

- Ты же теперь еще и издатель. Как поживает проект «Litprom.ru»? Пока ведь вышел только дебютный сборник.

- Сейчас в издательстве готовится к выходу «Антилузер» Илиаса Меркури. Потом сборник стихов Орлуши. А еще у меня есть проект «Каинов мост» одного молодого и совершенно неизвестного парня из Интернета. Это что-то совершенно потрясающее. Башку после прочтения сносит.

- Много хороших авторов в Интернете?

- Если из 90 текстов я сумел найти 6 работ, считаю, что это много. Раньше они писали это для себя в «ЖЖ», а теперь вот мне присылают.

Новый роман Минаева вполне может стать бестселлером.

- Правда, что среди авторов «Литпрома», скрывающихся под никами, есть даже один региональный министр?

- Да. Среди литпромовцев есть очень разные люди: и депутаты, и министры...

- Это коммерческий проект?

- Для меня - нет. Это культурологический проект. Потому что по сравнению со всеми остальными бизнесами я зарабатываю на нем в десятки раз меньше.

«Пишу с ошибками»

- Винный бизнес как поживает? Ведь он для тебя вроде бы как основной...

- Хорошо, у нас очень большой рост. В прошлом году продажи выросли на 45%.

- А что проще: двигать литературу в массы или вино?

- Вино, конечно. Потому что одну и ту же бутылку вина ты можешь покупать каждую неделю. А одну и ту же книгу каждую неделю покупать не будешь. Обороты несопоставимы.

- Ты себя считаешь больше кем: издателем, виноторговцем, писателем?

- Для меня литература - абсолютное хобби.

- Но ты же неплохо на ней и зарабатываешь?

- При моих сегодняшних тиражах и гонорарах, конечно, это огромные деньги. Но когда я начинал писать, об этом не думал (немного обиженно). Как издавался «Духless»? Я написал роман, отнес его Игорю Бухарову - моему другу. Он дружит с Яном Хелемским - владельцем АСТ. Тот почитал и сказал: «Давай попробуем». Первый тираж был 8 тысяч. Никто вообще не ставил на меня, никакого рекламного бюджета. Книгу сделали Интернет, сарафанное радио в «ЖЖ». А дальше понятно: когда уже есть имя, легче двигаться дальше.

- Ты как-то признался, что пишешь с ошибками...

- Конечно. У меня отвратительный русский язык. Он всегда был мне интересен, но я безграмотно писал.

- Хорошие редакторы с тобой работают...

- В этой книге - да. В предыдущих - отвратительные. Мы эту книгу вылизали всю...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Сергей МИНАЕВ  родился в Москве  25 января 1975 года. Окончил Российский государственный гуманитарный университет (бывший Историко-архивный). Занимается винным бизнесом, публицистикой и литературой. Открыл свое собственное издательство «Литпром»: предлагает всем желающим присылать ему рукописи. Автор бестселлеров «Духless», «Media sapiens».