Корреспондент «КП» встретился с автором «Духless», «Media sapiens», только что выпустившим новый роман «The тёлки: повесть о ненастоящей любви»
Его уже больше не путают с певцом Сергеем Минаевым. После «Духless» с тиражом в полмиллиона экземпляров, последовавших затем двух «Media sapiens» он стал популярен и узнаваем (хотя к его творчеству относятся по-разному). Теперь Сергей еще и издатель, что не помешало ему сподобиться на новый роман о гламурной жизни - «The тёлки: повесть о ненастоящей любви». Вот и встречу Минаев назначил в стильном ресторане «Континента Антинори» - значит, дела в ажуре. Мы оценили, но в ответ все же решили проверить:
- А слабо тебе посидеть в шашлычной?
- Не слабо. Я бы с удовольствием встретился с тобой в стекляшке около Курского вокзала - отличная армянская кухня. Но там не сядешь. Есть в Москве такая проблема: в клубы ходят сниматься, а не танцевать, в рестораны - тусоваться, а не есть. А сюда я хожу из-за кухни, а не престижа.
- Но признайся, что мода для тебя имеет значение. Названия брэндов в новом романе чуть ли не на каждой странице...
- Марки были важны, когда я самоутверждался. Сейчас имеет значение профессиональная фактура вещи. Я тщательно подхожу к выбору гардероба, ведь первое впечатление, которое ты производишь, очень важно. Это банально, но это факт. А вообще я предпочитаю джинсы костюму. Гораздо комфортнее себя в них чувствую.
- У тебя там еще и сайты популярные мелькают: «Одноклассники», «В контакте»... Сидишь небось, переписываешься...
- Я в «ЖЖ» уже четвертый год. С прошлого года сижу на сайте «В контакте». С другой стороны, я не понимаю, как может быть интересно обсуждать с одноклассниками темы десятилетней давности. Вот сайт как средство для знакомства с девочками - это я понимаю.
- Почему у новой книги такое название - «The тёлки»? Несколько странное, мягко говоря...
- Я было хотел поменять, смягчить, но потом подумал, что оно в коммерческом плане очень интересное. А то, что половина латиницей, половина кириллицей, так это легкий стеб. Главный герой постоянно же играет с «телками» в американца, вот и вставляет английские словечки в свою речь. Это сейчас вообще в тусовке модно, хотя звучит ужасно.
- В «Повести о ненастоящей любви» портрет нынешнего поколения получился достаточно убогим. Они только и умеют, что мухлевать с кредитными карточками...
- Что делать. Поверхностное отношение ко всему у нас возводится в культ. Посмотри на рекламу, ориентированную на этот социальный класс. «Бери от жизни все!», «Позволь себе больше!» И чего? А какой у них бизнес... Купить две бутылки по дешевке, чтобы потом продать подороже, купить уже шесть и нажраться. Они не только любить не умеют, но и карьеру строить. У моего главного героя нет жизненных метаний, у него четкий постулат: казаться лучше, чем быть. Этим все сказано. Он не яппи. Он просто совершенно пустой, бестолковый человек. И таких очень много. Но им кажется, что они актуальны... Ребята, вы заблуждаетесь.
«С Робски мы даже не знакомы»
- А почему после «Media sapiens» ты опять ударился в гламур? Сейчас ведь политика более актуальна: выборы президентские на носу...
- После «Духless» все ждали «Духless-2». А я им подкинул «Media sapiens». После «Тёлок» они будут ждать одно, а я напишу совершенно другое. С аудиторией надо играть. Ты ее должен очаровывать и поражать.
- А с гламурной запевалой Оксаной Робски ты знаком?
- Вообще-то нет.
- Это я к тому, что вы с ней играете на одном поле...
- Если судить по социальному составу читателей, наверное, да. Когда «Casual» называют первым гламурным романом, я с этим согласен. А «Духless» все-таки называют поколенческим романом. Это очень разные вещи.
- Ну как же? И там и там модные брэнды, светская тусовка, золотая молодежь...
- Ты понимаешь, с одной стороны, можно воспевать: ах, какой у нее чудесный телефончик. А с другой стороны, можно взять и показать идиотку, у которой сразу три телефона... Или дуру, которая звонит в консьерж-сервис, чтобы поменять себе звонок на мобиле. Какой это гламур? Это не гламур, это сатира.
Среди авторов - министры и депутаты
- Ты же теперь еще и издатель. Как поживает проект «Litprom.ru»? Пока ведь вышел только дебютный сборник.
- Сейчас в издательстве готовится к выходу «Антилузер» Илиаса Меркури. Потом сборник стихов Орлуши. А еще у меня есть проект «Каинов мост» одного молодого и совершенно неизвестного парня из Интернета. Это что-то совершенно потрясающее. Башку после прочтения сносит.
- Много хороших авторов в Интернете?
- Если из 90 текстов я сумел найти 6 работ, считаю, что это много. Раньше они писали это для себя в «ЖЖ», а теперь вот мне присылают.
|
- Правда, что среди авторов «Литпрома», скрывающихся под никами, есть даже один региональный министр?
- Да. Среди литпромовцев есть очень разные люди: и депутаты, и министры...
- Это коммерческий проект?
- Для меня - нет. Это культурологический проект. Потому что по сравнению со всеми остальными бизнесами я зарабатываю на нем в десятки раз меньше.
«Пишу с ошибками»
- Винный бизнес как поживает? Ведь он для тебя вроде бы как основной...
- Хорошо, у нас очень большой рост. В прошлом году продажи выросли на 45%.
- А что проще: двигать литературу в массы или вино?
- Вино, конечно. Потому что одну и ту же бутылку вина ты можешь покупать каждую неделю. А одну и ту же книгу каждую неделю покупать не будешь. Обороты несопоставимы.
- Ты себя считаешь больше кем: издателем, виноторговцем, писателем?
- Для меня литература - абсолютное хобби.
- Но ты же неплохо на ней и зарабатываешь?
- При моих сегодняшних тиражах и гонорарах, конечно, это огромные деньги. Но когда я начинал писать, об этом не думал (немного обиженно). Как издавался «Духless»? Я написал роман, отнес его Игорю Бухарову - моему другу. Он дружит с Яном Хелемским - владельцем АСТ. Тот почитал и сказал: «Давай попробуем». Первый тираж был 8 тысяч. Никто вообще не ставил на меня, никакого рекламного бюджета. Книгу сделали Интернет, сарафанное радио в «ЖЖ». А дальше понятно: когда уже есть имя, легче двигаться дальше.
- Ты как-то признался, что пишешь с ошибками...
- Конечно. У меня отвратительный русский язык. Он всегда был мне интересен, но я безграмотно писал.
- Хорошие редакторы с тобой работают...
- В этой книге - да. В предыдущих - отвратительные. Мы эту книгу вылизали всю...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сергей МИНАЕВ родился в Москве 25 января 1975 года. Окончил Российский государственный гуманитарный университет (бывший Историко-архивный). Занимается винным бизнесом, публицистикой и литературой. Открыл свое собственное издательство «Литпром»: предлагает всем желающим присылать ему рукописи. Автор бестселлеров «Духless», «Media sapiens».