Вычислять болезни по выдоху

"А выдохнуть норовит всякую гадость..." Когда Аркадий Райкин произносил этот свой знаменитый монолог, он даже не представлял себе, какую смесь химических веществ выдыхает человек!

Фото: thinkstockphotos

Врачи еще во времена Авиценны знали: если изо рта пахнет ацетоном - значит, у больного диабет. А если запах другой?

Медики много лет думали, как по выдоху человека оценить его здоровье. В последние десять лет этими исследованиями занялись всерьез. 

- Появилась очень чувствительная аппаратура, - объясняет мне завлабораторией доктор медицинских наук Лана Низамовна Мухамедиева. - Сегодня мы уже в состоянии распознать 120 - 140 химических соединений, которые попадают в атмосферу вместе с выдыхаемым воздухом. 

Это в школе мы учили только про углекислый газ!

- Мы умеем находить в крови человека вещества, которые выделяют микроорганизмы. Сдал анализ - и врач понимает, чем человек болен. Сейчас мы хотим научиться вычислять опасные соединения в выдыхаемом воздухе. Раковые клетки в легких, печени, почках или мочевом пузыре добавляют в выдох свою специфику, - объясняет Лана Низамовна.   

Кстати, уже выяснилось: ацетон - признак не только диабета!

Изучение выдыхаемого воздуха - одно из самых перспективных направлений медицины будущего. Им настойчиво занимаются в Австрии, где создали специальный институт. В США уже разрабатывают специальную аппаратуру для углубленного исследования выдоха.  

Когда ученым удастся составить точную карту соединений, выделяемых опасными клетками, можно будет вычислять опасные болезни на самой ранней стадии. И таким образом останавливать не только рак. Шизофрения, болезнь Альцгеймера и даже стенокардия начинаются с изменений в клетках. 

Сколько лет понадобится, чтобы понять, какая болезнь что выдыхает? Пять? Десять? Хотелось бы поскорее. Когда ученые замахнулись на расшифровку генома человека, скептики тоже махали руками: слишком много работы. А ничего - сделали!

- То есть когда-нибудь мы сможем обойтись без кучи анализов? Дыхнул в трубочку - и все?

- Думаю, да, - кивает головой Лана Низамовна.