Спикер Верховной Рады Украины Арсений Яценюк начал государственную службу на нашем полуострове. Всего за семь лет он оказался в тройке самых влиятельных политических деятелей страны. Однако, несмотря на высокую должность, остался самим собой – жизнерадостным, интеллигентным эрудитом, способным справиться с любой задачей. В преддверии празднования Дня Автономии мы встретились с ним.
Не все ожидания оправдались
17 лет назад Крым получил статус Автономной Республики. Как, на ваш взгляд, это отразилось на развитии региона?
Я бы сказал, что для Украины было очень важно получить в своем составе автономное образование. Это стало новым шагом в развитии унитарного украинского государства. К огромному сожалению, не все ожидания, которые были при получении статуса автономии, оправдались. Но я думаю, что у нас есть запас времени для того, чтобы решить социально-экономические проблемы, и в первую очередь – благодаря статусу автономии.
Хорошо помню 2001-2002 года, когда работал министром экономики Крыма. Статус автономии мы использовали не в политических целях (ведь политические декларации мало кому интересны), а исключительно в экономических – как дополнительный рычаг получения доходов в бюджет республики. Так что ключевая задача для правительства и Верховного Совета Крыма – это наполнить статус автономии реальными инструментами в первую очередь финансово-экономического влияния.
За годы независимости Украины в Крыму было много знаковых событий. Какие из них Вы могли бы особо выделить?
Формирование автономии как таковой – знаковое событие само по себе. Я был одним из первых министров в Украине, который работал в парламентской республике. Фактически, Крым был первым в основании новой политической конструкции, когда исполнительная власть находится под четким контролем законодательной.
НО, к огромному сожалению, отсутствие инструментов для решения целого ряда проблем Автономной Республики Крым вплоть до сегодняшнего дня, в том числе – и крымскотатарской проблемы – это тоже знаковое явление. Возможно, сказалась борьба противоречий, но такова история нашего государства. Но мы, как государство, еще очень молоды, и это значит, что нас ожидает еще очень много событий.
Если мало полномочий, берите еще!
На полуострове упорно говорят о том, что Крым по возможностям стал практически областью. Как Вы считаете, крымская автономия оправдывает свой статус?
Конституция АРК – это базовый, органичный документ, который должен быть внедрен в жизнь. Да, есть огромное количество несоответствий между законодательными и нормативно-правовыми актами, но законодательная база для формирования и жизнедеятельности автономии уже имеется. Теперь еще необходима воля, но она не должна иметь ничего общего с какими-либо сепаратистскими настроениями – они должны быть в далеком прошлом. Автономия должна предоставлять только одно – дополнительные возможности для экономического развития края. Если для этого необходимы еще полномочия – пожалуйста, если необходимо пересмотреть процесс формирования государственного бюджета и увеличить права автономии в части местных налогов и сборов – пожалуйста. Но если разговор идет о предоставлении полномочий, чтобы разделить землю, которую еще не доделили, и распродать оставшиеся монополии то я не думаю, что это тождественно со статусом автономии. Важно, чтобы у нас не было подмены понятий. Автономия – для людей, а не для отдельных политиков, которые считают себя царьками на территории Крыма.
То есть, если Вы увидите искреннее желание того же Верховного Совета Крыма претворить жизнь те положительные идеи, о которых Вы сказали, то Вы их поддержите?
Обязательно. И я напомню: в 2002 году эти идеи были поддержаны, когда правительство в котором я работал Министром, Программу экономического развития Крыма. Тогда в Законе о Государственном бюджете Украины впервые появились дополнительные права Автономной Республики Крым на самостоятельное установление местных налогов и сборов. Это уже было, и к этому надо возвращаться. Это инструмент стимулирования, в том числе – и местной власти, для формирования своих бюджетов.
Пригласите - приеду
Ваша государственная карьера началась с Крыма, и себя Вы иногда называете крымчанином. Крым действительно стал для Вас второй «малой родиной»?
Для нашей семьи – да. Мы с женой и тогда пока еще с одним ребенком прошли этот интересный этап в жизни, и у меня в сердце он остался очень ярким воспоминанием. Я познакомился с неимоверным количеством очень приятных людей. Это был большой опыт не только знакомства с людьми, но и знакомства с другой культурой. Я приобрел большой опыт в понимании того, что вообще происходит в Украине. Ведь Украина не является однородной, в ней живут разные народы, языки и культуры. И мы должны воспринимать и слышать друг друга. Именно Крым меня научил именно этому.
То есть Крым – хороший трамплин для начала успешной карьеры?
Я не думаю, что он должен быть трамплином. Крым – это не только хорошая база, но и хороший регион для продолжения государственной карьеры. Но, к большому сожалению, в Автономной Республике Крым, как и во многих других областях, чувствуется дефицит хороших государственных кадров, так сказать – «государевых» крымчан.
Ваша кандидатура еще не так давно периодически появлялась в кулуарах крымской власти в качестве возможного претендента на пост премьера. Не хотелось вернуться в Крым уже в качестве первого лица?
Если пригласят – обязательно поеду.
Даже сейчас?
Ну, пока еще есть другая работа. Но если она закончится, я с огромным удовольствием поеду.
Добывайте газ, развлекайте курортников
Крым уже давно рассматривается в качестве плацдарма для обеспечения энергонезависимости страны за счет увеличения добычи газа на шельфе Черного моря. Но кроме планов и разговоров государственной поддержки абсолютно не чувствуется. Не видите ли Вы противоречие государственным интересам, и можно ли изменить ситуацию?
Не только можно, но и нужно. Начнем с того, что энергообеспечение самого полуострова сегодня находится под большим вопросом, потому что за последние 17 лет практически ничего не сделано для нормальной стабильной работы энергосетей, и в первую очередь – электрических. Есть регионы Крыма, которые зависимы и находятся под постоянной угрозой потери энергоснабжения. Второе, что особенно важно – это строительство энергогенерирующих объектов на территории АРК. В свое время их было много, и мы знаем один очень безуспешный проект по строительству атомной электростанции. Однако, оставлять сегодня вопрос энергообеспечения автономии в нынешней форме не представляется возможным. Есть «Черноморнефтегаз», есть огромные возможности для добычи.
Кстати, свой рабочий визит я запланировал в Крым, где в том числе хочу изучить вопросы развития «Черноморнефтегаза и крымской автономии в части обеспечения энергоресурсами всей Украины.
Второй вектор развития Крыма – курорты. Уж сколько лет об этой отрасли говорят как о перспективной, но мало что меняется. Вы сами отдыхаете в Крыму? Хочется изменить Крым к лучшему?
Я, кстати, только в Крыму и отдыхаю. И вижу изменения к лучшему. Появилась какая-то инфраструктура, появился сервис, есть конкуренция. Но это только первые признаки. К сожалению, нет системности. Системность появится тогда, когда в Крым зайдут мировые компании с мировыми брендами, которые установят стандарты обслуживания и создадут реальную конкурентную среду. Для этого им надо предоставить возможность зайти – получить земельный участок, разрешительные документы и существенно уменьшить взяткоемкость, которая сегодня наблюдается не только в Крыму. Процесс идет, его нельзя останавливать. Каждое крымское правительство декларирует инвестиционную привлекательность полуострова, и каждое же правительство, которое уходит в отставку, потом критикует следующий состав Совмина из-за того, что эта привлекательность так и не была создана. Дерегуляция, прозрачные правила предоставления земельных участков и, наконец-то, утверждение генерального плана развития автономии, в том числе, и это самое главное, прибрежной ее части – это три основных пункта для деятельности крымского правительства. Мы, украинский парламент, готовы предоставить любое законодательное обеспечение. Если надо поменять сроки рассмотрения тех или иных заявок по земельным участкам, если надо упростить процедуру выдачи архитектурно-планировочного задания и остальной документации, которая необходима для строительства – давайте будем выносить в зал для голосования.
Если сегодня в Крыму не создадим условия для иностранного инвестора, он пойдет на другую территорию. Возьмем Хорватию, которая в будущем, кстати, станет членом Европейского Союза и которая имеет ничуть не худшие условия, в том числе, и погодные, и для ведения бизнеса, нежели в Крыму. И таких примеров можно назвать сотни. Так что чем больше мы будем ждать, тем меньше инвестиций мы будем получать. Второй аспект, который стоит выделить – потенциальные инвесторы. Фактически, у нас есть два потенциальных инвестора: с одной стороны – Запад, с дугой – Россия. И мы должны относиться ко всем абсолютно одинаково. Если это российский инвестор – пожалуйста, пускай заходит. Если западный – ему должны быть предоставлены те же условия, что и кому-нибудь другому. Конкуренция, прозрачные условия, хороший сервис и мировые бренды – это то, что необходимо сегодня Крыму.
Конфликты вспыхивают там, где не решают вопросы экономики
Еще три года назад новая власть обещала разобраться с земельным вопросом в Крыму буквально за пару месяцев, но ничего так и не было сделано. Есть какие-то планы по совершенствованию отношений в земельной сфере?
Не хочу разбрасываться очередными декларациями о том, что мы пришли и сразу наведем порядок. К большому сожалению, порядок с землей уже очень и очень тяжело навести. Большая часть украинской земли, в том числе, и на территории Автономной Республики Крым, под разными предлогами уже перешла в частную собственность. После того, как мы снимем мораторий на продажу земли, мы все с удивлением узнаем о том, что продавать, в общем-то, нечего. К тому времени все будет распродано. Мораторием на продажу создан теневой рынок земли, что способствует формированию «земельных помещиков» в стране. Вместо того, чтобы создать прозрачный и понятный рынок. Вместо того, чтобы государство при реализации земли зарабатывало уже не сотни миллионов, а миллиарды долларов. Мое предложение крайне четкое – мы должны подготовить комплект из законодательных актов, которые формируют рынок земли в Украине. Которые, с одной стороны, дают возможность украинским инвесторам получить права собственности на землю, и, с другой стороны, формируют исключительно национальный капитал и не допускают на сегодняшней стадии нерезидентов к праву собственности на украинскую землю. 16 января я провел встречу с Комитетом по агропромышленной политике и земельным правоотношениям, и уже подготовлен перечень законопроектов, которые необходимо рассмотреть. За три месяца парламент внесет и рассмотрит весь пакет законопроектов для формирования полноценного рынка земли.
Кроме строк в биографии, что Вас еще связывает с Крымом?
Очень много друзей осталось в Крыму. И, конечно, приятные детские воспоминания, потому что с семьей мы всегда отдыхали в Крыму. А как человека государственного с Крымом меня связывает то, что это территория Украины, что это одна из основных территорий, на которые Украина должна делать акцент. От деклараций давно пора переходить к конкретным делам – развитию инфраструктуры, формированию доходной части бюджета республики, предоставлению возможности развития автономии, в том числе, и решению политических проблем, которые очень часто здесь возникают. Знаете, какова причина их возникновения? Когда мы не решаем социально-экономические проблемы, тогда сразу начинают возникать политические конфликты. А если в первую очередь заниматься решением проблем жизнедеятельности региона, строительства, инфраструктуры, финансирования социальных издержек, тогда люди чем-то заняты. Нерешением этих проблем мы их непосредственно толкаем в политическое противостояние. Поэтому политика в отношении Автономной Республики Крым должна быть кардинально изменена: если мы ее не изменим, то я даже не хочу прогнозировать последствия.
Что бы вы пожелали крымчанам в связи с праздником?
Веры. Веры в будущее и желания изменять себя и автономию. И обязательно все сбудется.