Президент презентовал план кардинальных реформ в стране. О чем говорят главные пункты "Стратегии 2020", "Комсомолка" разбиралась вместе с экспертами.
Стратегию явно готовили люди с амбициями - за шесть лет команда Петра Порошенко планирует добиться таких стандартов жизни, чтобы Украина могла подать заявку на членство в ЕС. Но опыт других стран говорит о том, что такие перемены стремительными не бывают.
- Польша и Чехия, страны гораздо менее сложные, делали это больше десяти лет, - считает политолог Вадим Карасев. - Тем более в нашей стране идет территориальный конфликт. Нигде в мире конфликтующая страна не смогла провести успешные реформы.
Реформа нацбезопасности и обороны
Реформа сферы национальной безопасности включает в себя реформу правоохранительных органов, реформу армии и судов. При этом военная реорганизация по понятным причинам уже идет полным ходом.
По словам главы парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью и коррупцией Виктора Чумака, нам нужна высокомобильная и высокотехнологическая армия общей численностью в 70-100 тысяч бойцов.
- Мы должны превратиться в Израиль, в котором все проходят военную подготовку. И поскольку нам нужен кадровый резерв, начальная военная подготовка должна быть у каждого, - считает он.
Костяк будущей армии формируется в зоне АТО. Это в первую очередь мобильные бригады. К примеру, 95-я аэромобильная бригада, которая прошла по тылам противника рейдом в 400 километров вдоль границы - от Донецка до Луганска и назад.
И если воевать есть чем, оружия у нас достаточно и своего, то с новыми технологиями пока не так гладко. Нужно новое оборудование для разведки, для надежной передачи данных, для радиолокации, для перехвата данных противника, беспилотники. Чтобы это появилось у военных, есть два пути - государственный бюджет и техническая помощь, которую могут предоставлять союзники. К примеру, через целевые кредиты.
Судебная реформа
Выступая на съезде судей, Петр Порошенко подчеркнул, что проведение судебной реформы является одним из обязательств Украины в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Но в Украине судебная реформа анонсируется уже больше десяти лет, но фактически так и не начиналась, считают юристы.
- Прежде всего необходимо разорвать тесную смычку судов и прокуратуры, которая существует еще с советских времен, - говорит правозащитник Татьяна Яблонская. - Не секрет, что чаще всего результат процесса известен еще до того, как он начался. Судьи идут на поводу у обвинения, поэтому в Украине такой ничтожный процесс оправдательных приговоров.
По мнению эксперта, люстрация судей необходима, вопрос только в том, как ее будут проводить.
- Я знаю женщину - бывшего адвоката, которая стала судьей. Когда ее избрали, она заявила: "Раньше я заносила, а теперь мне будут заносить". Сейчас у нее шикарный особняк на Печерске, - приводит пример Татьяна Яблонская. - Поэтому необходимо сравнить доходы судей с их расходами, проверить все дела, по которым были жалобы. И усовершенствовать систему подготовки судейских кадров начиная с обучения в вузах.
Реформа милиции
Основу реформы в системе МВД уже презентовал Арсен Аваков. Она заключается в сокращении численности милиции за счет перевода части сотрудников в категорию гражданских и ликвидации некоторых подразделений. Например, упразднят Главное управление по борьбе с оргпреступностью, транспортную, ветеринарную и "детскую" милицию. Их задачи перераспределят по другим структурам и службам. Вместо спецназов, которые существуют сейчас при разных подразделениях, будет создан один отряд, на который возложат все задачи, связанные с возможным применением оружия.
- Можно проводить сколько угодно реформ, но все они будут бессмысленны, если не решится главная задача: приоритетность службы, - говорит полковник Игорь Якименко. - Милицию нужно оснастить технически и дать людям такую зарплату, чтобы они боролись с преступностью, а не интегрировались в нее. И подготовить нормальные кадры. Сейчас в систему МВД стремятся те, кто не знает, где еще может себя реализовать.
Антикоррупционная реформа и обновление власти
Начало всех начал для Украины - борьба с коррупционерами.
- Нужен финансовый контроль за чиновниками и механизм наказания коррупционеров. Это создание антикоррупционного бюро, субъектом внимания которого будут высокопоставленные чиновники, - считает Виктор Чумак.
Оба механизма прописаны в законах, которые готовится рассматривать Рада. При этом президент Петр Порошенко говорит, что вести новую политику должны новые люди. Хочется верить. Но веришь только до тех пор, пока не вчитаешься в списки претендентов на кресла нардепов.
Налоговая реформа
По мнению экономиста Всеволода Степанюка, в нынешнем виде можно оставить только два налога - на доходы физических лиц и на прибыль. Остальное "улучшить" просто нереально - надо все пересматривать и кардинально переделывать.
- Налоги должны соответствовать нескольким очевидным критериям, - отметил эксперт "Комсомолке". - Они должны быть, во-первых, логичны, понятны и справедливы. Во-вторых, стимулировать развитие производства. В-третьих, налоги должны быть такими, чтобы было невыгодно выводить деньги из страны и хранить их в офшорах. А вот количество налогов - это далеко не главное.
Эксперт приводит пример: нельзя заставлять платить налог на недвижимость пенсионеров с пенсией в тысячу гривен - это несправедливо и нелогично. Зато вполне логично ввести налог на коммерческую недвижимость. Начнем с того, что такая недвижимость возводится именно для получения прибыли, а за это нужно платить. Да и собственник будет заинтересован использовать имеющиеся помещения максимально эффективно.
- Изначально налоги в стране вводились бессистемно, - поясняет Степанюк. - Во всем мире налоги - инструмент развития экономики, и только у нас это способ наполнить бюджет и источник для коррупции.
Дерегуляция и развитие предпринимательства
У отечественного бизнеса есть целый ряд проблем, решить которые непросто. По мнению Всеволода Степанюка, существующие фискальная служба и банковская система не способствуют развитию бизнеса, а убивают его. Да и по большому счету рынка, за счет которого бизнес мог бы жить и развиваться, в стране нет.
Несмотря на эти проблемы, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает: лучшее, что можно сегодня сделать - оставить все как есть.
- Опыт и практика показывают, что бизнес может работать в любых условиях, кроме тех, которые постоянно меняются, - говорит эксперт. - Дошло до того, что в существующем хаосе бизнесмен даже не может платить своим сотрудникам белые зарплаты, потому что через месяц выяснится, что согласно какой-то там десятой поправке, еще и принятой задним числом, он что-то сделал неправильно и будет оштрафован. Чехарда изменений открывает широчайшие возможности для коррупции. Поэтому нужно сделать одну-единственную вещь: принять закон, который бы запрещал в ближайшие 10 лет вносить изменения в законы, касающиеся экономики и предпринимательства.
Фото Максим Люков.
Показатель | 2014 год | 2020 год | |
1 | ВВП на душу населения | $8,500 | $16,000 |
2 | Инфляция | 19% | 1,7% |
3 | Иностранные инвестиции в 2015-2020 | $40 млрд. | |
4 | Рейтинг легкости ведения бизнеса | 112 | Топ 20 |
5 | Доверие к суду | 60% | |
6 | Обновление чиновников | 70% | |
7 | Довольные жизнью граждане | 90% | |
8 | Численность профессиональных военных на 1000 украинцев | 3 | 7 |
9 | Процент выпускников школ, которые владеют двумя иностранными языками | 75% | |
10 | Средняя продолжительность жизни | 71 год | 74 года |