Известная картина оказалась вовсе не «замаскированным под женщину» автопортретом Леонардо да Винчи.
Жадная до жареных фактов пресса в ХХ веке регулярно кормила аудиторию «разоблачениями» одно громче другого. Одни утверждали, что на знаменитой картине Леонардо - мать художника, другие доказывали, что это его любовница, третьи накладывали на «Джоконду» автопортрет да Винчи и убеждали всех: это же одно лицо!
Была даже версия, что художник (якобы он бисексуал!) рисовал «Джоконду» со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти и даже оставил полотно своему «оруженосцу» в наследство.
Наиболее вероятной версией все же считалось, что Mona Lisa (официальное название «Джоконды») - это портрет жившей по соседству с художником жены флорентийского торговца шелками Лизы дель Джокондо. Только доказательства тому были довольно зыбкие. И вот недавно появились практически неоспоримые - письменные - факты!
- Окончательный вывод в пользу Лизы дель Джокондо мы сделали, опираясь на заметки в книге 1503 года, которая принадлежала чиновнику Агостино Веспуччи, знакомому Леонардо да Винчи, - говорят сотрудники библиотеки Гейдельбергского университета (Германия), поставившие точку в многовековых дискуссиях.
О Леонардо в книге говорилось следующее: «Теперь живописец работает над тремя картинами». А среди полотен значился и портрет Лизы дель Джокондо.
Итальянцы установили точные даты ее жизни: 1479-1542 годы. Она пережила своего мужа. Последние годы провела в монастыре во Флоренции, где и была похоронена. Исследователи предлагают провести раскопки вокруг монастыря, сделать экспертизу ДНК и восстановить облик реальной Моны Лизы.
ТТХ картины
- Время написания - 1503 год.
- Основа - дерево (тополь).
- Техника - масло.
- Размер - 77 х 53 см.
- Хранится в Лувре (Париж).
КОМПЕТЕНТНО
Светлана БУГУЛОВА, искусствовед, член Национального союза художников:
- Когда я училась, нам говорили в курсе истории искусств, что все указывает именно на Лизу дель Джокондо. При этом преподаватели ссылались на биографа Леонардо, художника и архитектора Джорджо Вазари. Правда, некоторые историки не особо доверяли Вазари - ведь его заметки были сделаны спустя полвека после написания портрета. Других же, более четких письменных свидетельств не было. И вот наконец они появились.