Петр Порошенко: о войне, мире и Иловайском котле

Президент Петр Порошенко в интервью шести украинским телеканалам рассказал о нюансах закона об особом статусе отдельных регионов Донбасса, возможности выиграть войну и почему получился Иловайский котел.

Петр Порошенко общался с журналистами час с четвертью. В четверг обещает повторить и на этот раз позвать всех желающих. Фото: facebook.com/petroporoshenko

После 16 сентября, когда Верховная Рада приняла не понятно как и не понятно какие законы об особом режиме местного самоуправления в отдельных регионах Луганской и Донецкой областях и амнистии участников бандформирований, у украинцев накопилось немало вопросов к главе государства. Но вместо того чтобы организовать широкую пресс-конференцию и расставить все точки над "і", ответив на все удобные и неудобные вопросы, Петр Порошенко улетел с рабочим визитом в Канаду, потом в США. 

По приезде глава государства все-таки решился на разговор. Правда, в усеченном формате. В Администрацию президента позвал лишь шестерых журналистов-телевизионщиков. 

Порошенко спрашивали об особенностях законов "16 сентября", боеспособности украинской армии, мире. Президент отвечал на вопросы очень тихо и по-ющенковски, разбивал ответы на "по-перше, по-друге…", много жестикулировал. 

Особый - неособый восток

О сверхполномочиях Донбасса: 

"Никаких сверхполномочий там нет и не будет. Не может быть даже и речи,  чтобы одна территория страны могла влиять на внутреннюю или внешнюю политику страны, поставить под угрозу суверенитет, территориальную целостность или соборность. Это вопросы, которые не выставляются на торги. И Украина независимостью не торгует".

О финансировании Донбасса:

"Украинский бюджет финансирует территории, которые возвращены под украинский флаг. Есть флаг - есть спецфонд... Механизм финансирования будет простым - будет создан спецфонд бюджета, и это одна из целей моих поездок - подготовка донорской конференции по созданию специального фонда, в том числе там будут средства спецфонда украинского бюджета на восстановление инфраструктуры Донбасса. Речь идет о десятках миллиардов гривен". 

О судах на "особых" территориях:

"Почитайте закон. Они (представители "ДНР" и "ЛНР". - Авт.) не будут иметь никакого права формировать суды. И прокуратуру тоже. Они будут лишь согласовывать кандидатуры, которые будем подавать мы. А если не утвердят… Будем предлагать до тех пор, пока не будет найден компромисс. Никаких "их" судов там не будет. Все будут лояльны к Украине".

О местных досрочных выборах в зоне АТО:

"Выборы (7 декабря. - Авт.) состоятся лишь в том случае, если люди с оружием уйдут с улиц. Иначе результаты этих выборов не будут признаны никем. Нет альтернативы. Мы не можем сегодня, не создав субъекта для разговора того или иного уровня легитимности, вести политический диалог". 

Войну выиграть миром 

О войне:

"Нельзя выиграть войну только военными методами. Кто-то думает, что если мы сейчас сконцентрируем броневой кулак, пошлем вперед спецназ, подорвем органы местной власти - и у нас все быстро получится. Не будет такого, нам не дадут это сделать. Чем больше там будет наших тактических групп, тем больше там будет российских войск. Выиграть войну мы можем только мирным путем".

О наказании украинских военных:

"Акцентирую внимание, никто ни одного раза не отдавал приказ стрелять по жилфонду, объектам социального значения. Но для тех, кто нарушил приказ, есть соответствующая процедура, и она соблюдается независимо от того, есть закон про амнистию или нет. На сегодня значительная часть тех (военных. - Авт.), кто нарушил приказ, находится под следствием. Мы возобновили военные прокуратуры". 

Об оснащенности армии:

"У нас есть пулеметы, танки, системы залпового огня, ракеты, артиллерия и все остальное, что позволяет сегодня держать фронт такой длины. Но мы получили все, что нам необходимо, - разведывательное, радарное, наблюдательное и другое оборонное оборудование, которое позволит в десятки раз повысить эффективность нашего оружия, модернизировать его".

О причинах трагедии под Иловайском:

"Первая - это сдача позиций, которые позволили взять в окружение военных. Вторая - теперь я могу об этом сказать - ударная группировка по восстановлению боеспособности, которая должна была подойти в помощь, - задержалась на три дня. Если бы она подошла по плану, наши действия бы кардинально отличались".

Об увольнении министра обороны:

"Сколько уже у нас министров обороны со времен Революции достоинства изменилось? Это уже третий. Есть ли на сегодня безусловный лидер, на которого мы можем заменить Гелетея? Мне он неизвестен". 

В Украине будет две стены

О получении жителями Донбасса российских паспортов:

"Как только возобновится украинская власть на оккупированных территориях, придется определяться. Никто никого не будет преследовать за то, что взял российский паспорт. Но тогда живи как российский гражданин. 90 дней живешь так, потом получаешь разрешение на постоянное проживание, не голосуешь…"

О контроле на границе:

"Кроме строительства линии обороны вдоль административной границы будет отмечена определенная зона, где будут работать в том числе и пограничники. Сейчас готовится соответствующее инженерное, техническое и нормативное обеспечение для этого".

О единстве всех политсил в Украине:

"Мы должны задекларировать, что мы вместе и нас объединяет Украина, и вопрос объединения является первым приоритетом. Я искренне хочу этого и буду делать все, чтобы это обеспечить". 

КОМПЕТЕНТНО

Президенту необходимо чаще общаться с народом

Владимир ФЕСЕНКО, директор Центра политического анализа "Пента":

Фото: УНИАН 

- В последнее время звучало много критики в адрес законов о мирном урегулировании ситуации в Донбассе. И президент посредством этого интервью принял участие в этой дискуссии. Он привел свои аргументы в пользу этих законов, развеял некоторые подозрения. Кроме того, в этом интервью президент привел много интересных фактов. Допустим, о том, что 65% военной техники было уничтожено, о том, что мы заимствуем западные технологии в оборонной промышленности и т.д.  

В будущем - посоветовал бы президенту чаще общаться со своим народом, чтобы украинцы понимали, какие шаги делает власть и что за ними следует.