Пока Донбасс воюет. Уголь в Украину повезут со всего мира

Оставшегося в стране угля не хватит даже до зимы, так что украинцам остается уповать лишь на теплую погоду. А правительство тем временем активизировалось, планируя закупки топлива чуть ли не по всему миру.

Основной вопрос, который пока остается без ответа, - что мы будем делать с собственной угольной отраслью? Фото: Константин БУНОВСКИЙ

"Комсомолка" вместе с экспертами выяснила, насколько целесообразно возить уголь из Африки и Новой Зеландии и помогут ли нам эти меры не замерзнуть в собственных квартирах.

Африканская покупка

Украина подписала соглашение с ЮАР о поставке 1 млн тонн угля. Такое заявление сделал премьер-министр Арсений Яценюк и подчеркнул: импортный уголь обойдется стране дороже, чем отечественный.

- Сейчас держим баланс, он очень трудно держится, но мы делаем все для того, чтобы энергетический сектор Украины работал для того, чтобы обеспечить поставки электричества всей стране, - витиевато поделился трудностями Яценюк. При этом, когда именно уголь прибудет в страну, так и не сообщил.

Почему выбор украинского правительства пал именно на Южную Африку? С этим вопросом мы обратились к эксперту.

- Дело не в особом качестве угля, а в себестоимости, - пояснил "Комсомольской правде" в Украине" независимый эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. - В ЮАР добыча угля ведется открытым способом, поэтому с доставкой в Амстердам он обходится в 71-73 доллара за тонну. Остаются вопросы логистики - каким образом этот уголь будет попадать в Украину. Если говорить о портах, то это могут быть Мариуполь, Ильичевск, Одесса - словом, без Черного моря не обойтись.

Почему Новая Зеландия, а не Польша?

Напомним, что ранее в правительстве рассказывали о намерениях закупать уголь в Новой Зеландии и Австралии. А еще, возможно, у США. И снова тот же вопрос: почему мы раз за разом выбираем такие, мягко говоря, неблизкие страны? Ведь еще совсем недавно собирались покупать в Польше!

- Украинский уголь покупался у шахт по 800 грн. за тонну, а средняя цена на польский уголь в 2013 году составляла 256 злотых, - разъяснил "Комсомольской правде" в Украине" сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. - По курсу прошлого года эти цены были вполне сопоставимы, но если пересчитать цену на польский уголь по нынешнему курсу, выходит более 1100 грн. за тонну. И это еще без НДС и стоимости доставки!

А самый дешевый уголь, продолжает эксперт, в России. Кстати, и поляки в последнее время покупают уголь у россиян - так им выходит дешевле.

- Покупать уголь в Польше можно разве что теоретически, - добавил член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. - Во-первых, Польша, как и мы, тоже дотирует свой углепром. Во-вторых, на польском рынке очень маленькое предложение и оно вряд ли удовлетворит наши нужды.

По словам экспертов, в Новой Зеландии и Австралии можно купить уголь по 70 долларов за тонну. Однако стоимость доставки ($30-50/тонна) полностью нивелирует всю "экономию". И опять же, учитывая нынешний курс, очевидно: цена для нас очень и очень невыгодна.

Что касается США, то там только один плюс, который заключается в надежде взять уголь в кредит. А учитывая необходимые Украине объемы, без кредита мы сможем обойтись вряд ли. Так, в прошлом году в стране добыли 85 млн тонн угля. Даже принимая во внимание, что порядка 10% ушло на экспорт и склады ТЭС были полностью заполнены, все равно выходим на необходимые нам десятки миллионов тонн.

- Сегодня сложно сказать точно, сколько Украине нужно угля, - продолжает Корольчук. - В таких ситуациях эксперты любят озвучивать оптимистический и пессимистический сценарии. В нашем же случае это бессмысленно, поскольку ни один из этих сценариев не будет финансово выгоден украинской экономике.

Не такой уж он и дотационный был…

По общему мнению экспертов, сегодня не имеет большого значения, где именно мы будем покупать уголь - в первую очередь для нас важна стоимость. По всей видимости, правительство попытается выйти на цену 100 долларов за тонну, включая НДС и доставку. Это, конечно, дороже, чем украинский уголь. Но это вынужденная мера, поскольку сегодня особого выбора нет.

Эксперты напоминают о том, как часто восточным регионам пеняли на их дотационность и грозили оставить без денег из "центра". И вот теперь выясняется, что восток был не так уж бесполезен и убыточен. И без угля, который традиционно был в нашей энергетике чем-то вроде "бедного родственника" по сравнению с газом и нефтью, прожить не так-то просто.

- Большинство украинских государственных шахт действительно были убыточными, - соглашается Марунич. - Но они были убыточны при той экономике и при тех ценах. И с ростом цен на уголь они вполне могли бы стать рентабельными.

- Шахтерская отрасль была дотационной, но в правительстве прекрасно понимали: именно эти дотации обеспечивали энергетическую безопасность страны. Поэтому и выделялись деньги, - отметил "Комсомольской правде" в Украине" экономист Всеволод Степанюк. - К тому же на закрытие шахт нужны колоссальные средства - проще и дешевле было выделять дотации и поддерживать их на рабочем уровне.

По мнению Валентина Землянского, основной вопрос, который на сегодняшний день пока остается без ответа, - это что мы будем делать с собственной угольной отраслью, причем не только с предприятиями, но и с работающими на них людьми. В правительстве вполне могут "увлечься процессом" и посчитать, что стране выгодно полностью перейти на импортный уголь, но это не так. 

По оценкам экспертов, только на закрытие шахт и переподготовку работавшего на них персонала потребуется не менее миллиарда долларов. 

КОМПЕТЕНТНО

Катастрофы не будет

Запасы угля на складах тепловых электростанций (ТЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) Украины в течение августа сократились почти на треть и на 1 сентября 2014-го составили 2,1 млн тонн. Это более чем вдвое меньше, чем на 1 сентября 2013 года (4,7 млн тонн).

Эксперты говорят, что имеющегося угля нам должно хватить до середины осени. А что же дальше? Неужели зимой придется замерзать?

- Никакой катастрофы в этом нет, - говорит Валентин Землянский. - Действительно, запасов угля нам на зиму не хватит. Но никто не мешает работать, что называется, "с колес" - завозить уголь и тут же его использовать. К тому же это не первый случай, когда Украина входит в зиму с запасом менее 2 млн тонн - аналогичные ситуации были и в 90-е годы. Так что опыт у нас есть.

Не стоит забывать и о том, что в Мин-энерго уже подстраховались и предупредили о возможных временных отключениях электроэнергии. 

ИНИЦИАТИВА

В Минрегионе предложили греться биомассой

Для производства тепловой энергии можно использовать биомассу. Такое предложение озвучила начальник управления экономики систем жизнеобеспечения Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Наталия Хоцяновская и подтвердила будущую выгоду цифрами: это позволило бы сократить потребление природного газа на 18 процентов.

В Минрегионе говорят, что возможности у нас значительные: 27 млн тонн условного топлива находится на полях в виде соломы и других биоматериалов. И, главное, есть куда расти: если в Украине доля использования биомассы для производства энергоресурсов составляет 1,24%, то в странах ЕС - 7%, в Швеции - 22%, а в Латвии и вовсе 28%!