Из-за чего "воюют" юные переселенцы и их одноклассники

Причинами детских конфликтов становятся материальные проблемы, разговоры, услышанные от родителей, и недоверие к "странностям".

Чтобы новая школа не стала для ребенка из зоны АТО еще одним источником стресса, учителей сейчас обучают, как предотвращать ученические разногласия. Фото: thinkstockphotos

Множество учителей по всей стране столкнулись с новой ситуацией: новичкам в классах не только надо помочь адаптироваться, но и избежать "политического противостояния".  

"Сепаратист" в третьем классе

- Восьмилетнего сына в новой школе прозвали "сепаратистом", - жалуется луганчанка Марина, которая боится называть свою фамилию. С августа она живет в Киеве, а дети ходят в одну из школ Святошинского района. - Дети знают, что мы из зоны АТО. И хотя педагоги подчеркнуто показывают, что к нам отношение только хорошее, на мои жалобы отреагировали с недоумением. Мол, чего же вы хотите в такой ситуации? 

- У нас возле дома дети играют в АТО, причем главный заводила - 7-летний сын приезжей из Дебальцево, - рассказывает учительница начальных классов школы №210 Наталья Стоянова. - Парадокс в том, что его отец как раз воевал на стороне "ДНР" и погиб. А мальчик в игре возглавляет "отряд против сепаратистов". Сложно сказать, как относится к этому его мама. Ребенок оказался перед сложным выбором. 

Дети из Донбасса ходят в вышиванках 

- У нас три новых ученика из зоны АТО - Никита, братья Даниил и Денис - на 1 сентября пришли в вышиванках. Хотя никто не устанавливал дресс-код, - рассказывает директор львовской школы №21 Валентина Звежинская. - А их мамы тоже принесли в школу сладости, когда мы собирали конфеты и печенье для солдат в больницах. Это было так искренне, что защемило сердце.

Кандидат педнаук, вице-президент Центра "Ла Страда" Людмила Ковальчук рассказала, что выпущена методичка по педагогической работе со школьниками в конфликтный период.  Она особенно пригодится учителям, которые работают с детьми-переселенцами. Учителям нужно уяснить, что для младшеклассников, которые стали свидетелем боевых действий, важно дать выход агрессии: играть в жесткие игры, изображать битвы, чтобы ощутить контроль хотя бы в игре над страшными впечатлениями. Но одноклассники могут негативно отреагировать на такую "боевитость" новичка. А если он транслирует политическую позицию родителей, которая отличается от той, что в их семьях, дети могут воспринять это как нападение. Педагогу важно не останавливать подобные игры, а, наоборот, опережать, организовывать игру не в АТО, а в сражение с дикими зверями. Где все ребята заодно и где можно выплеснуть напряжение.  

Освободили от пожертвований

Разногласия между местными и приезжими родителями возникают из-за школьных сборов, от которых освободили почти всех переселенцев. 

- Директор сказала, что нам можно не сдавать 300 гривен на ремонт. Не всем родителям это понравилось, но что делать? - вздыхает луганчанка Наталья, у которой в одной из харьковских школ учится 9-летняя Аня. - За двухкомнатную квартиру платим 4 тысячи гривен в месяц. Я пока не нашла работу, сын - студент.  

- Наш классный руководитель предложил сброситься на учебники для детей из Донбасса. Мы сдали по 80 гривен, чтобы людям было легче. На школу, День учителя и остальное они тоже не сдают, - рассказывает харьковчанин Сергей Клименко, папа второклассника Андрея.

Правда, в некоторых школах задаются вопросом: этично ли так торжественно освобождать от пожертвований? Они же добровольные. Ведь подчеркнутое разделение на тех, кто "не платит", и тех, кто "тянет все на себе", вызывает раздражение некоторых пап и мам. 

Если школа слишком далеко 

- Несмотря на тяжелое материальное положение многих переселенцев, не стоит их семьи превращать в каких-то нищих или больных, требующих опеки, - считает киевский преподаватель истории Раиса Верник. - Это только провоцирует разделение и озлобление приезжих. Уже сейчас слышала не только слова благодарности, но и "нам подачки не нужны". У меня подход простой: все дети равны. Некоторые пережили больше, у них сорваны нервы, учитываю это. В остальном поблажек не делаю.  

У некоторых ребят сложности с тем, чтобы элементарно добраться до школы. Скажем, десятиклассник Саша Пушкарев в родном Енакиево был перспективным учеником, а сейчас, после вынужденного переезда в Днепропетровск, ему приходится осваивать учебную программу дома. Переселенцев приютили знакомые, отдав в их распоряжение дачу за городом. Но находится она далеко от школы, и ездить каждый день на уроки дорого.

- В школе пошли нам навстречу и разрешили заниматься дома, - говорит Сашина мама Людмила. - Каждый день мы узнаем задания и занимаемся по нескольку часов. Саша старается хоть изредка в школе появляться. Дома заниматься сложнее. И в первую очередь потому, что учился в русскоязычной школе, а в новой школе все предметы на украинском. 

КОМПЕТЕНТНО

"Мы все еще боимся грозы" 

Алена ФАЛОПЛЕЕВА, волонтер "Центра занятости свободных людей", организации, работающей с детьми переселенцев:

- Приблизительно четверть детей школьного возраста из зоны АТО сейчас учится в столице, столько же в Харькове и Львове. Остальные рассеяны в других регионах. Педагогам нужно объяснить школьникам состояние этих мальчиков и девочек, чтобы они не потешались над их "странностями". Я сама из Луганска, до сих пор пугаюсь грозы, так как она напоминает обстрел. Дети из младших классов вскрикивают, услыхав выхлопы машин. Педагоги должны проявить такт, чтобы сверстники не объявили их трусишками. Вторая проблема - возможные конфликты. Все понимают, что в классе может оказаться ребенок  и погибшего солдата, и переселенца. Любого неосторожного слова достаточно, чтобы вспыхнула ссора.  Придется приучать, что другое мнение может выражаться в любых формах. Надеюсь, дети поймут друг друга, им это легче, чем взрослым.