Эбола - вирус или биологическое оружие?

Почему смертельную болезнь, несмотря на международные усилия, никак не обуздают?

Болезнь страшная: погибают 9 из 10 заболевших. При этом почему-то началась эпидемия в богатых природными ресурсами странах Африки... Фото: REUTERS

Опаснейший вирус, против которого нет лекарств, продолжает стремительно распространяться на западе Африки. Официально счет погибших приближается к 2500 человек. Но  эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) полагают, что реальное количество жертв намного больше. Ведь многих заразившихся родные скрывают от врачей, оставляют умирать дома, а трупы хоронят или сжигают.

В женевской штаб-квартире ВОЗ обсуждают план глобальной стратегии по борьбе с вирусом. Планируется собрать на борьбу с государств - членов организации $100 миллионов. Еще $200 миллионов выделит Всемирный банк. Ситуация-то аховая. Не дай бог, Эбола вырвется за пределы Африки!

Вместе с паникой раскручиваются конспирологические версии: мол, Эбола - болезнь рукотворная. Биологическое оружие из недр Пентагона. Африка - кладовая планеты.  А смертность от лихорадки, причем за считанные дни, - 90 процентов заболевших. Это самое эффективное оружие!

Согласитесь, подозрительно, что болезнь впервые объявилась как бы ниоткуда в богатом нефтью Судане и Конго. В тех краях крупнейшие в мире запасы кобальта, германия, тантала, алмазов, много урана, вольфрама, меди, цинка, олова, бериллия, лития, ниобия, есть уголь, железная руда, марганец, золото, серебро, бокситы... Нигерия, захваченная эпидемией, входит в десятку стран с крупнейшими в мире разведанными запасами нефти...

Полный тревог, отправился я к известному ученому Михаилу Супотницкому (см. "Из досье "КП").

Великий геморрой

- Ничего искусственного в Эболе нет, - заявил Супотницкий. - Это  природная болезнь. Относится к большой группе вирусных геморрагических лихорадок: желтая лихорадка, Денге, Ласса, Конго-Крымская, лихорадка долины Рифт, болезнь леса Киассанур и т. д. 

- К геморрою они отношение имеют?

- Нет. Геморрагия в переводе с греческого - кровотечение. Геморрагическая лихорадка - собирательное название похожих по симптомам болезней, вызываемых вирусами различных семейств. Для них характерны высокая температура, сыпь, а главное - кровь перестает свертываться. И человек быстро умирает, истекая кровью. Самая высокая смертность ныне как раз у Эболы и ее родственницы - лихорадки Марбург, 9 из 10 заболевших умирают.

- А почему эта страшная болезнь объявилась недавно, как бы из ниоткуда?

- Как это "из ниоткуда"? Она сотни лет существует. Просто никто не знал, отчего умирали люди в африканской глуши. Европейцев-то эта напасть не затрагивала. Да и вспышки болезни были не каждый год. Плюс сама вирусология стала развиваться лишь с 40-х годов прошлого века. Вирус Эбола "зацепили" лишь в 1976-м, когда за несколько недель лихорадка погубила в Южном Судане и Заире 435 человек! 

- Но почему Эбола косит только африканцев?

- Это так называемая природно-очаговая болезнь. Территории таких инфекций ограничены природными очагами, где они поддерживаются в каком-то первичном резервуаре. Вспышки болезни возникают в результате нарушения этих очагов.

Нынешняя эпидемическая ситуация вызревала не один десяток лет. В движение пришли мощные природные силы. Климатические изменения и урбанизация и освоение джунглей.

Границы природных очагов лихорадки Эбола давно очерчены учеными-эпидемиологами. И пока напасть эти границы не переступала. А внутри очагов заболевают и африканцы, и живущие там белые. 12 августа умер первый европеец - 75-летний испанец Мигель Пайарес. На днях сообщили о заражении первого гражданина Великобритании, живущего на западе Африки.

Медикам и волонтерам приходится быть максимально осторожными, чтобы не подхватить лихорадку. Она очень заразна. Фото: REUTERS

Спящий проснулся

- Правда ли, что вирус разносят обезьяны?

- Обезьяны от Эбола умирают, но человека заразить не могут. Считаю, что из поля зрения ученых напрасно выпали простейшие обитатели почвы, я имею в виду почвенных амеб и т. п. Ведь искали же американцы в середине 1990-х возбудитель лихорадки Эбола в растениях, упорно искали, значит, связь между ними и заражением позвоночных животных предполагалась. Однако филовирусы, к которым относится Эбола, не живут в растительных клетках. Но они могут попасть в растения вместе с почвенной водой и уже через них вызвать заражение позвоночных животных. Скорее всего, именно простейшие и являются первичным резервуаром лихорадки Эбола.

Как от них убережешься? Плюс менталитет населения. Местные жители не помощники врачам-европейцам. Вы не объясните им, что смертельную лихорадку вызывает вирус. Они уверены: это колдовство, сглаз, порча. Белые врачи якобы и насылают болезни. А раз больные не идут к врачам, значит, эпидемия растет. Недаром в Сьерра-Леоне вводят два года тюрьмы для тех, кто скрывает от медиков зара­зившихся.

Выпустили джинна из пробирки

- И все же почему вы, военный мик­робиолог, отвергаете версию о том, что Эбола - биологическое оружие?

- К лихорадке Эбола как возможной основе биологического оружия стали присматриваться еще после первой же вспышки заболевания в 1976 г. Высокая смертность произвела впечатление на военных специалистов США, Европы и СССР. Тогда же стало понятно, что основной способ применения этого вируса для поражения людей - создание мелкодисперсного аэрозоля.

Но отличить человека, погибшего после заражения боевым аэрозолем, от умершего после естественного заражения патологоанатомам не представляет сложности. Так что вспышка лихорадки Эбола исключительно природного происхождения.

А вообще тема биологического оружия искусственно раздута.

- Поясните…

- Профанация началась в 90-х годах прошлого века, когда США организовали так называемую борьбу с биотерроризмом. Нам навязывали миф, что биологическое оружие доступно террористам, бен Ладену, Саддаму Хусейну. Деньги на борьбу текли полноводными реками.

- В деньгах все дело?

- Интересы прохиндеев от науки и политиков здесь совпали. США и Западу нужно было создать механизмы давления на Ирак, Ливию, Сирию. Сами понимаете, пробирки с какими-то микроорганизмами можно найти в лаборатории любой инфекционной больницы. Появился прекрасный инструмент для шантажа. Теперь любое государство стало возможно объявить нарушителем Конвенции 1972 года о запрещении биологического оружия, ввести санкции, начать гуманитарные бомбардировки.

Что и было сделано по отношению к Ираку. Саддама повесили. А кое-кто из окружения Буша, связанный с фармацевтами, еще и миллиарды заработал на вакцинации американских солдат.

А ведь вирус не является биологическим оружием. Как пуля сама по себе не является оружием огнестрельным. Нужен механизм для заражения им миллионов...

- Может ли все-таки эпидемия лихорадки Эбола разойтись по всей планете?

- Нет! Повторю то, что говорил в интервью "Комсомолке" в 2010 году, когда народ стращали свиным гриппом и требовали миллионы долларов на борьбу с ним: само появление "нового вируса" не вызывает пандемии. Наделать бед "новичок" способен лишь в том случае, когда в наличии вся эпидемическая триада: 1) источник вируса (т. е. произошла активизация природных очагов вируса), 2) сформировались механизмы его передачи из этих очагов в популяции людейы и 3) образовались достаточно большие восприимчивые к вирусу популяции людей. Не будет пандемии. У нас же нет первого звена эпидемического процесса - источника вируса Эбола в виде его природного очага. Он в Африке. Западной.

- То есть нам, просто чтобы обезопаситься, достаточно не летать в Западную Африку?

- Совершенно верно.

ИЗ ДОСЬЕ "КП" 

Супотницкий Михаил Васильевич, микробиолог, кандидат биологических наук. С 1979-го работал на разных должностях в научно-исследовательских учреждениях Министерства обороны СССР. Полковник медицинской службы запаса. Автор книг "Микроорганизмы, токсины и эпидемии", "Очерки истории чумы", "Словарь генетических терминов", "Эволюционная патология", "Биологическая война. Введение в эпидемио­логию искусственных эпидемических процессов и биологических поражений".