Три угрозы Донбассу

Вместе с затопленными шахтами пострадают энергетика и металлургия.

Горняки мрачно шутят: в забое сейчас куда безопаснее, чем на поверхности. Фото: Eastnews

Едва ли не первыми в Донецке под огонь попали шахта "Октябрьская", ближайшая к аэропорту, и "Трудовская" в Петровском районе, куда снаряды долетали из воюющей Марьинки. "Моспинская" пострадала чуть позже - в ночь на 14 августа. С тех пор из-за обстрелов здешним горнякам не раз приходилось "сидеть" под землей без света.

Поначалу на предприятиях в горячих точках приостановили добычу угля "до мирных времен". Шахты работали лишь на откачку воды. Но из-за постоянных перебоев с электричеством вскоре и это стало невозможным. Сейчас выработки  полностью затоплены.

- По причине боевых действий вода из подземных выработок не откачивается на десяти угольных предприятиях региона, - констатируют у губернатора Сергея Таруты.

Кроме донецких шахт в зону риска попали "Бутовская" и "Ясиновская Глубокая" в Макеевке, в Торезе - "Прогресс", шахтоуправление "Волынское", в Енакиеве - "Енакиевская" и "Полтавская", вблизи Шахтерска - "Иловайская". Полностью остановлена добыча угля на всех предприятиях "Макеев­угля", "Артем­угля", "Орджоникидзе­угля", "Шахтерскантрацита" и "Торезантрацита".  Там едва поддерживают жизнеобеспечение шахт.

Специалисты уже хватаются за голову, подсчитывая ущерб.

Какие неприятности несут ушедшие под воду шахты, разбиралась "Комсомолка". 

УГРОЗА №1

Тысячи горняков могут остаться без работы 

По данным ГУ статистики в Донецкой области, в угольной промышленности занято больше 130 тысяч человек. Теперь все они рискуют оказаться на улице.

- Чиновники пошли по пути наименьшего сопротивления. Около шести тысяч человек на трех предприятиях уже остались без работы и средств к существованию. А ведь  затопленные шахты, в том числе и "Моспинская", которую несколько раз пытались закрыть, - перспективные в плане добычи угля. Та же "Моспинская" была градообразующей для спутника Донецка - Моспино, - возмущен  глава Независимого профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко.

Экологи бьют в набат: происходящее в Донецке - настоящая технокатастрофа. В Минэкологии и природных ресурсов уже говорят о загрязнении подземных вод, местные специалисты прогнозируют в обозримом будущем подтопление сотен домов, прилегающих к шахтам.

Только в одном Моспино  в зоне затопления оказываются по меньшей мере 11 тысяч человек - здесь частный сектор, пятиэтажки, больница, хоспис и пять школ. Всего в 2 км от "Октябрьской" - железнодорожный вокзал, в 3 км - Свято-Иверский женский монастырь, чуть дальше аэропорт, совсем рядом поселок Октябрьский со всей инфраструктурой, больницей, школами.  Окружена частным сектором и шахта "Трудовская". 

УГРОЗА №2

Рискуем встретить зиму без тепла и света

В перспективе незавидная участь "утопленников" ждет все горнодобывающие предприятия  в зоне АТО (98 шахт), уверены в профсоюзе горняков.

- А это аукнется уже не только  жителям Донецка, пошатнется вся энергосистема страны, - добавляют масла в огонь экономисты.

Зиму рискуем встретить без тепла и с веерными отключениями электричества. И дело тут уже не в цене на газ - треть энергетики страны завязана на угле. Первым звоночком стала остановка Змиевской ТЭС в Харьковской области - пятой по мощности в стране (2200 МВт, что позволяет производить в год электроэнергии до 16 млрд кВт х час). Пока до 1 октября.

- Сложилась критическая ситуация с топливообеспечением энергогенерирующих компаний, - объясняют владельцы станции  ПАО "Центр­энерго". - На Змиевской ТЭС будет проводиться накопление складских запасов топлива для устойчивой работы в течение осенне-зимнего периода 2014-2015 годов. Сейчас идет поиск путей диверсификации поставщиков энергетического топлива, включая зарубежных (ЮАР, Бразилия, Чили и другие).

К слову, на уже затопленных в Донецке и других пострадавших шахтах в основном добывали коксующийся и энергетический уголь марок Г, Д, ДГ и Ж (газовый, длиннопламенный, жирный, который кроме черной металлургии хорош для использования в ТЭС и котельных), марки Т (тощий, имеет высокую удельную теплоту сгорания, применим для получения  электроэнергии) и самый ценный - антрацит (кстати, Украина занимает третье место в  мире по запасам угля марки А). В госпрограмме ликвидации шахт на 2011-2015 годы  та же "Трудовская" и вовсе названа одной из самых перспективных для приватизации.

- Запасов угля  здесь должно хватить на 100 лет и более, - заявляют владельцы предприятия ГП "ДУЭК".

В такой ситуации ряд крупнейших теплоэлектростанций страны рискуют остаться без топлива. К примеру, Криворожская ТЭС в Днепропетровской области (мощность 2400 МВт) получала тощий уголь с остановленной из-за обстрелов шахты "Комсомолец Донбасса" в Кировском. И хотя владельцы рассчитывают запустить предприятие уже в конце сентября - максимум в начале октября, вопрос по обеспечению ТЭС остается открытым.

- Там одна подстанция находится на глубине 810 метров. Она была уже почти затоплена, оставалось каких-то 15 сантиметров. Счет времени шел на часы, еще чуть-чуть - и затопило бы камеры водоотливных насосов. Тогда спасти одну из крупнейших и лучших в Украине шахт было бы намного сложнее, - делится директор по добыче угля компании-владельца  ДТЭК Андрей Смирнов. - Затраты на восстановление насосов, ремонты оцениваются в десятки миллионов гривен.  Деньги мы нашли. Но главное - сохранили коллектив.

С другой стороны, угольщики заявляют: пока дело не столько в дефиците топлива - из-за разрушений на железной дороге проблема доставить его на ТЭС.

- Нужны мир и работающая железная дорога. Мы со своей стороны ищем новые транспортные маршруты. Горняки и энергетики в кратчайшие сроки восстанавливают электроснабжение шахт, где можем - помогаем восстанавливать дороги и подъездные пути. Добыча угля продолжается, - подчеркнул директор по добыче угля ДТЭК Андрей Смирнов.

УГРОЗА №3

Металлурги без поставщиков

Угольная промышленность деградирует, а вместе с ней рискует пойти под воду (правда, пока условно) и металлургия.

-  Только в июле по сравнению с предыдущим месяцем уровень добычи угля снизился на 13,3%, а по сравнению с прошлым годом - почти на четверть. За это время шахты отгрузили 2,4 млн тонн угля - это минимальный показатель за обозримое прошлое. Даже в кризисном 2009-м было добыто 2,6 млн тонн, - сообщили в облстате.

- В августе падение производства составило уже почти 50 %, - уточнили в  Донецкой ОГА.

Дефицит топлива больно ударит и по другой базовой отрасли экономики. Металлурги наряду с ТЭС - основные потребители черного золота. Низкозольный уголь Донецкого бассейна с высокой удельной теплотой сгорания используют в качестве альтернативы более дорогому газу. В ситуации, когда под воду уходят целые предприятия-поставщики, риски для метзаводов не берутся оценивать даже эксперты.  А значит, под угрозой опять-таки тысячи рабочих мест.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Николай ВОЛЫНКО, глава Независимого профсоюза горняков Донбасса:

- Пока процесс обратим, затопленные шахты можно восстановить. Но тут нужны миллионные капиталовложения на полную замену оборудования. 

Еще один момент. Возьмите тот же Китай. Страна без месторождений нефти и газа вышла на второе место в мировой экономике. И не в последнюю очередь за счет  огромных  запасов угля, из которого синтезировали газ. Почему же мы, имея хороший потенциал в этом плане, не развиваем его, а позволяем затапливать перспективные шахты? У нас такие установки переработки угля есть в Днепропетровске, действовал проект и в Луганске - там на газу, выработанном из угля, отапливали соцобъекты. Теперь это все кануло в Лету.