Данные "черных ящиков" сбитого "Боинга" могли стереть

В момент аварии бортовые самописцы могли быть повреждены или кто-то "подтер" основные данные.

Специалисты смогли сказать лишь одно - самолет исправен и развалился в воздухе. Фото: Eastnews

Первый доклад Совета безопасности Нидерландов по сбитому "Боингу" так и не смог ответить на главный вопрос: что на самом деле произошло с лайнером. Специалисты смогли сказать лишь одно - самолет исправен и развалился в воздухе. Почему мировые умы так и не смогли докопаться до истины, что им мешает и сможем ли мы узнать правду? На эти и другие вопросы нам ответил специалист по расшифровке бортовых самописцев Сергей Михайленко.

"Боинг 777" одна из самых надежных машин"

"Боинг 777" считается одной из самых надежных машин в мире. Аварии с ним случались редко. Приходит на ум только лето 2013-го, когда в аэропорту Сан-Франциско разбился "Боинг 777". Из 307 пассажиров погибли три. Больше сотни получили травмы. Еще одна трагедия случилась 8 марта 2014 года, когда "Боинг" тех же Малайзийских линий пропал над Южно-Китайским морем. Без вести пропали 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Лайнер хоть и создан в середине 90-х, но на нем установлена самая современная аппаратура. Это касается и систем аварийной регистрации. Впрочем, надежность лайнера подтвердили и голландские специалисты. 

Оранжевые "черные ящики" сделаны из высокопрочной бронированной стали. Фото: Reuters

Пилоты видели, как приближается ракета 

В первые дни аварии была версия, что рядом с "Боингом" мог проходить военный самолет. Но у лайнеров такого класса, как "777", мощные радарные системы. Штурман и пилоты видят все объекты, которые находятся рядом, будь то самолет или летающая тарелка. Если какой-то объект начинает приближаться к лайнеру, система даст об этом знать. Не исключено, пилоты могли видеть и ракету, которая приближалась к самолету на огромной скорости. Главное, чтобы эта важная информация была на самописцах и никуда не пропала. 

Стереть информацию из "черных ящиков" сложно, но можно

На полную расшифровку данных "черных ящиков", которые дадут полную картину трагедии, нужно два-три месяца. Если на это уходит год, можно предположить,  информация частично утеряна. Нужно разобраться, куда перемещались бортовые самописцы после аварии. Покидали ли они территорию Украины, перед тем как уехать в Голландию. Об этом могут рассказать радиомаячки. Подкорректировать информацию сложно, но можно. Для этого нужна серьезная аппаратура. Правда, если это произошло, специалисты должны обнаружить вмешательство. 

"Черный ящик" - это оранжевый эллипс

На "Боинге" установлены сразу три регистратора. Параметрический и речевой записывают параметры полета и разговоры пилотов. Есть эксплуатационный регистратор, его еще называют "ябедник". Он пишет информацию по всем системам: скорость, высота, перегрузка, управление. Есть еще аварийный регистратор, который и называют "черным ящиком". Сделан он из высокопрочной бронированной стали. Может выдержать 30 минут в огне, перегрузку в 

2 тонны и давление на глубине 6000 метров. "Черные ящики" делают шарообразной формы и красят в оранжевый цвет. Это упрощает поиски. Внутри железного шара микросхемы, залитые жаростойким веществом. Были случаи, когда при крушении лайнера самописцы зарывались под землю на глубину 25 метров и оставались целыми. 

Кликните для увеличения. Графика: Элеонора Мильченко

Самое важное после взрыва

В докладе комиссии по безопасности была расшифровка беседы пилота "Боинга" с днепропетровским диспетчером. Последнее, что сказал летчик, поблагодарил украинскую сторону за заданный курс. После связь с самолетом оборвалась. Во время удара ракеты самолет не мог разлететься на атомы, он разваливался постепенно. Как правило, этот процесс происходит от 5 до 10 секунд. Нужно узнать, что говорили пилоты в этот момент. Как правило, именно последние слова летчиков оказываются самыми важными. Если эта информация утратилась, как и данные с радаров с показаниями приборов в момент катастрофы, правду мы можем никогда не узнать.