ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ АНДРЕЯ ГАЦЕНКО

По крайней мере для этого есть все предпосылки.

По крайней мере для этого есть все предпосылки. На прошлой неделе Президент получил контроль над Национальным банком Украины и назначил семерых своих представителей в Совет НБУ. Один из них - Петр Порошенко, у которого с главой государства особенно тесные связи.

Совет НБУ является органом стратегического управления банком и имеет право налагать вето на решения правления, контролируя назначение и увольнение его членов, утверждая или нет смету главного «денежного фонда» страны.

Итак, что же значит для простых украинцев такая чиновничья рокировка? Скорее всего, курс национальной валюты не будет девальвирован до 5,15 грн. за доллар к концу года, как того хочет правительство. Нынешний глава НБУ известен как сторонник сильной гривны, и он не раз заявлял, что курс должен составлять 4,8-4,9 грн.

Такое положение вещей не устраивает Кабмин, который представляет интересы крупного бизнеса и отстаивает ослабление гривны. Ведь чем дороже национальная валюта по отношению к доллару и евро, тем больше стоит продукция украинских предприятий на мировых рынках. Президент же в теперешнем противостоянии с правительством наверняка поддержит главу НБУ.

Что касается позиции регионалов, то, несмотря на то что в бюджете заложен среднегодовой курс на уровне 5,1 грн./$1, жесткая позиция Нацбанка может быть воспринята ими спокойно. Причина? Большинство крупных промышленных компаний начали выходить на рынки международных заимствований, а девальвация национальной валюты приведет к удорожанию займов. В то же время рост евро привел к тому, что отечественный экспорт, привязанный к доллару, уже подешевел в сравнении с продукцией стран -членов ЕС.

Однако с некоторыми гражданами ослабление доллара сыграло злую шутку. Как только евровалюта начала расти, большинство принялось ее скупать (впервые объемы покупки евро превысили приобретение доллара) и… прогадали: на прошлой неделе курс евро/доллар резко упал. Да и маржа банков при сделках с наличным евро выше, чем с «зеленым». Так что доморощенные валютные спекулянты оказались в проигрыше, а гривна до сих пор «оправдывает доверие».