Лучшие фильмы Венецианского фестиваля

Наш кинообозреватель Стас ТЫРКИН проанализировал премьеры, которые в скором будущем имеют шансы стать киношедеврами.

Майкл Китон (слева) - был Бэтмен, стал Бердмен. Фото: Кадр из фильма «Бердмен»

"Голубь сидел на ветке, размышляя о существовании" (Швеция)

реж. Рой Андерссон

"Золотой лев"

Как и прежние фильмы Андерссона, это коллекция великолепно придуманных и поставленных скетчей, объединенных общей невозмутимой интонацией и - на этот раз - общими героями, выступающими в функции цирковых коверных. Непроницаемые лица персонажей выбелены, чтобы не оставалось сомнений в том, что всех их с нетерпением поджидает Девушка-с-Косой. 

Король Карл XII по пути на войну с "этим русским" прямо на лошади заворачивает в современный бар и приказывает прогнать оттуда всех женщин и выпороть пользователей игровых автоматов. Поэтому современный высший свет "пытается повеселиться", наблюдая, как англичане в пыльных пробковых шлемах сгоняют черных рабов, их жен и детей в медный барабан, утыканный граммофонными трубами, из которых вылетают музыкальные стоны, когда жертв поджаривают на медленном огне. Кому нужны банальные мешочки со смехом, когда давно изобретены куда более оригинальные игрушки? 

"Голодные сердца" (Италия)

реж. Саверио Костанцо

Призы за лучшие мужскую и женскую роли

Актеры Адам Драйвер и Альба Рорвахер удостоились актерских призов за картину, в центре которой - история молодой семейной пары вегетарианцев, взаимоотношения которой завязались в общественном туалете китайского ресторана в Нью-Йорке, где он и она умудрились застрять. Потом была любовь-морковь, накрывшаяся медным тазом после рождения ребенка. 

Периодически режиссер прибегает к старым операторским фокусам, надеясь приблизить свое кино к шедеврам Поланского "Отвращение" и "Ребенок Розмари"...  

"Бердмен" (США)

реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту

Автор "Вавилона" и "Суки-любви" и его выдающийся оператор Любецкий предъявляют театр как космос. Так же камерно и с тем же размахом, как в "Гравитации", тот же Любецкий предъявлял космос как театр - сначала двух, а потом одного актера. Не игрушечный микрокосм, не пошлый "весь мир театр", а полноценная сложная и опасная вселенная, где каждый вечер парад планет, где у каждой планеты своя орбита, а столкновение с критиком "Нью-Йорк таймс" может стать причиной крушения - совсем как столкновение с метеоритом. Экс-Бэтмен Майкл Китон в роли Бердмена (с англ. Birdman - человек-птица. - Ред.) играет извечную драму своей профессии, которую знает как никто. Актер, ставший заложником одной роли и вышедший в тираж, но с этим внутренне не согласившийся и готовый все отдать ради перемены участи. 

"Взгляд тишины" (Дания - Индонезия) 

реж. Джошуа Оппенхаймер

Гран-при жюри

Член жюри Тим Рот справедливо назвал шедевром эту документальную картину, в которой режиссер продолжает тему массовых убийств в Индонезии, поднятую его номинированным на "Оскар" фильмом "Акт убийства". Главный герой, специалист по подбору очков, объезжает индонезийских стариков с целью улучшить их зрение и попутно выведать у них подробности геноцида 1965 года, когда за несколько дней было зверски убито около миллиона человек. Одним из этого миллиона был его ни в чем не повинный старший брат. Бывшие палачи, окруженные почетом и уважением, не испытывают никакого раскаяния, продолжая доверять пропаганде, внушившей им, что убивать не верящих ни в бога, ни в семейные ценности "коммунистов" совсем не грех. Выслушав в подробностях, как именно казнили их сына и брата, главный герой и его 100-летняя мать обнимают сморщенных старых вампиров и прощают им грехи их.