Из всех прибалтийских актеров Донатас Банионис был в Украине, наверное, самым любимым. Может, потому, что ему в советском кино повезло больше всех: чтобы так говорить, достаточно вспомнить главные роли в "Мертвом сезоне" и "Солярисе". Плюс к этому: "Приключения принца Флоризеля", "Змеелов", "Вооружен и очень опасен", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Кентавры", "Гойя", "Король Лир"...
Даже крохотную сцену с жуликом-пастором в "Берегись автомобиля" ("Все люди верят. Одни в то, что Бог есть, другие в то, что Бога нет...") забыть трудно. Это, кстати, был редкий случай, когда народный артист СССР говорил на экране своим голосом - из-за акцента обычно его дублировали. У актеров есть представление, что дублированная роль - и не роль вовсе. Банионис это мнение опровергал.
Карьера Баниониса началась в театре: в 17 лет его взяли в труппу театра в Паневежисе, города, который в результате стал для него родным (на сцене театра он сыграл десятки ролей, стал его художественным руководителем). С кинематографом было сложнее. Все изменилось с классической ныне картиной Витаутаса Жалакявичюса "Никто не хотел умирать". Тут Банионис понял, что ему нужен кинематограф, а кинематограф понял, что ему нужен Банионис.
Следующая триумфальная роль была в "Мертвом сезоне" - Банионис сыграл советского разведчика, предельно сдержанного, настороженного, напряженного. Немыслимо медленная по нынешним временам сцена, где Банионис и Быков минут десять разговаривают в машине, стала шедевром актеров.
Как у большинства советских актеров, кинокарьера Баниониса пошла на спад в конце 80-х: интересных ролей было мало. Паневежисский театр, впрочем, оставался. Рядом с Банионисом была жена, с которой он прожил много лет, а после ее смерти жить ему стало скучно. При этом человеком он оставался невероятно обаятельным и мудрым. И через "КП" передавал благодарность зрителям за то, что его до сих пор помнят и любят - "Значит, моя миссия как художника не пропала даром, а оставила смысл".
|
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Народный артист СССР Донатас БАНИОНИС родился 28 апреля 1924 года в Каунасе. В 1941 году поступил в труппу созданного Юозасом Мильтинисом Паневежисского театра, в котором проработал 60 лет. Кинематографическую известность ему принесла роль в фильме "Никто не хотел умирать", за которую актер получил Госпремию в 1966 г. Зрители полюбили его по работам в фильмах "Мертвый сезон", "Король Лир", "Солярис", "Бегство мистера Мак-Кинли". В 2014 году награжден Почетной грамотой Президента РФ.
ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ
Народный артист СССР Донатас БАНИОНИС: Мне 90 лет, а женщины все еще хотят за меня замуж - фантастика!
Юлия ХОЖАТЕЛЕВА
Всего четыре месяца назад, 28 апреля, замечательный актер отмечал свой юбилей. Тогда он поговорил с корреспондентом "КП", и в его словах чувствовалось желание жить дальше, он радовался внукам, успехам сына... Сегодня мы публикуем тот небольшой разговор.
- Какой юбилей? - смеется Донатас Юозович, растягивая гласные в словах. - Не знаю! А если серьезно: мне исполняется 90 лет. Но я никогда не придавал большого значения цифрам. Приглашать гостей не буду. Кому нужно, тот сам придет. Я же теперь никуда не выхожу, ничего не делаю. Так что застать меня дома может любой.
- Если вы так запросто приглашаете за стол любого, тогда намекните, что бы хотели в подарок?
- Может быть, хороший дом с автомобилем? (Смеется.) Да, мне нравится идея! Кто решит приехать, подарите мне автомобиль! Сейчас больше всего внуки радуют меня, еще книги. Картины со своим участием не пересматриваю, но если вижу по телевизору - не переключаю. Фильмы "Никто не хотел умирать" и "Мертвый сезон" приятно смотреть! Хорошо сыграл - не спорю.
- Слышали, вы жениться собрались на своей 58-летней поклоннице Ольге Рябиковой из Беларуси?
- Жениться? (Удивленно.) Мне 90 лет, а женщины все еще хотят за меня замуж? Фантастика! А если серьезно: напишите, пожалуйста, поклонницам, что предложения руки и сердца я уже не принимаю. Жених уже не в том возрасте.
Сын актера Раймундас: Папу похоронят рядом с мамой
Юлия ХОЖАТЕЛЕВА
Раймундас Банионис не отходил от отца, пока он лежал в клинике Вильнюса.
О смерти знаменитого актера нам сообщил его младший сын Раймундас. Они были самыми родными и близкими в жизни друг друга - жена Донатоса и мама Раймундаса Она Банионене умерла в 2008-м, а старший брат Эгидиюс не смог побороть рак и покинул их больше 20 лет назад.
Шесть лет назад, после смерти супруги, актеру установили кардиостимулятор. Но резкое ухудшение произошло в начале июля - проблемы с сердцем возобновились. Донатаса Юозовича срочно перевезли в Вильнюс, где поместили в реанимацию. 17 июля Банионис пережил клиническую смерть.
- Это случилось 4 сентября в 14.15 по эстонскому времени, - рассказал нам о смерти актера его сын Раймундас, - в реанимации больницы. Позавчера ему утвердили диагноз - "инсульт ствола головного мозга". 90 лет такой сложной жизни - уже весь организм отказывал... После клинической смерти врачи его разбудили, сердце опять забилось, но все уже было необратимо...
- Уже известно, где вы похороните отца?
- Где - известно уже давно. Он будет похоронен рядом с моей мамой, его женой, в Вильнюсе на кладбище Антакальнис, где есть так называемая горка художников, людей искусства. Мы хотим, чтобы с ним могли проститься люди и в Паневежисе, ведь он там прожил большую часть жизни, служил в театре. Он однажды мне сказал, что хотел бы, чтобы его кремировали, и мы выполним его волю. И урна с его останками будет перевезена сначала в Паневежис, а потом в Вильнюс.
5 самых известных фильмов Баниониса:
- "Никто не хотел умирать" (1965)
- "Мертвый сезон" (1968)
- "Солярис" (1972)
- "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975)
- "Приключения принца Флоризеля" (1979)
СТОП-КАДР
"Он очень хотел быть нужным"
Мария РЕМИЗОВА
По словам режиссера телесериала "Ленинград", во время съемок актер чувствовал себя плохо.
Телесериал "Ленинград", вышедший на телеэкраны около семи лет назад, стал последней киноработой Баниониса. Уже тогда возраст и больное сердце актера давали о себе знать.
- Работать с ним было очень интересно, - вспоминает режиссер Александр Буравский. - Хотя роль была маленькая и, быть может, для актера его масштаба не совсем значительная. Но мы были рады, когда Банионис согласился поучаствовать в фильме. Приехал пожилой человек, который часто забывал текст, медленно все схватывал. Путался даже в своих партнерах. Но мы не обращали на это внимания, потому что на пленке все равно получалась очень мощная фактура. Мастерство, как говорится, никуда не денешь. Несмотря на возраст, ум его оставался живым и ясным: всем интересовался вокруг, со всеми общался. Он очень хотел быть нужным, хотел работать. Ему все было интересно, он не потерял вкус к жизни. Ворчал, конечно же, немного. Но не жаловался. Ему нравилось работать среди молодежи. Все его знали, он чувствовал, что все к нему относятся с большим уважением. Упорством и трудолюбием он пытался преодолеть свой возраст и те проблемы, которые появляются у таких пожилых людей. При этом Банионис не выглядел развалиной - интересный мужчина с потрясающим чувством юмора.