Что на самом деле происходило в приморском городе в 1947 году - в то время, о котором рассказывает нашумевший фильм.
- Это очень странная история, - рассказывает Ирина ЧЕРНОВА, автор документального фильма «Маршал Жуков против бандитов Одессы. Правда о «Ликвидации», который покажут в эту субботу на канале «Россия». - Легенда о том, как Жуков буквально за неделю ликвидировал в Одессе всех бандитов, живет уже много лет. Упоминается она и в исторической литературе... И когда мне предложили сделать фильм-расследование, я легко согласилась. Но уже через несколько недель я пребывала в отчаянии - ни документов, ни свидетелей. Я даже написала запросы в архивы Минобороны и ФСБ - ответ: ничего не найдено.
Оставалась одна надежда - дочери маршала: Эра, Элла, Мария. Но и они ничего прояснить не смогли. Вот только младшая Мария рассказала любопытную историю, которую знает от старшей сестры. Случилось это в середине 50-х. Жуков занимал пост министра обороны. И как-то к нему на дачу приехал начальник МГБ Серов. Привез папку с документами (вроде это было досье на Жукова) и оставил со словами: делай с этими документами что хочешь. Маршал все отправил в огонь. Сказал, что понимает, как добывались некоторые из тех показаний. И не хочет раскрывать тайны других людей. Не исключено, что среди тех материалов были и донесения из Одессы...
Мы поехали в Одессу. Искали живых свидетелей тех лет. Их рассказы зачастую противоречат документам. Или ничем не подтверждаются. Но все же мы попытались восстановить подлинные события.
Авторы проекта любезно предоставили «КП» фрагменты из записанных в Одессе интервью - свидетельства, которые не вошли в фильм.
Оружие отнимали у офицеров
Вадим ИЛЬЧЕНКО, одессит, личный водитель Василия Сталина:
- Во время войны Одесса была оккупирована румынами. Когда румыны пришли, у них была эйфория. Что они видели, кроме своего Бухареста? Одна нищета! А тут красавица Одесса! Гуляли они тут. При румынах работали все рестораны. Открывались бордели, бары, магазины, восстанавливалась частная собственность. После оккупации все это сохранилось. Советская власть не успела все это прикрыть. А тут после войны - голод. Карточная система.
Ну и начались грабежи. Люди вечером не выходили на улицы.
В Одессе очень много было фронтовиков. Возвращаясь домой, многие задерживались здесь. Развеяться, отдохнуть после войны. Особенно много было офицерского состава, и ребята были все с оружием. И вот стали пропадать фронтовики - как потом выяснилось, криминалу нужно было оружие. Многие офицеры так и ушли на тот свет...
|
У Жукова была мания величия?
Виктор САВЧЕНКО, историк, кандидат наук:
- Одесса была освобождена в апреле 44-го года. Бандиты хозяйничали тут до 1948-го. Жуков долго не мог ликвидировать эти бандитские структуры. И в конце концов маршал решил, что надо без суда и следствия расстреливать бандитов на месте.
Мне кажется, у Жукова все-таки была мания величия. Ее можно вычислить по приказам, которые совсем не соответствовали Конституции. Это был человек жестких решений. Человек, который привык к военным действиям на любой территории - и на своей, и на чужой.
Пленных не брать!
Виктор ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, генерал-лейтенант медслужбы, автор 8 томов «Бандитская Одесса»:
- После войны бандитизм захватил юг Украины. Многие засветились в связях с немцами и считали, что их песенка спета. Они пополняли ряды бандитского мира, имея тоже опыт и вооружение. Оружия было колоссальное количество. В те годы бывало по 78 ограблений за ночь! Разве могут справиться 70 - 80 человек всего уголовного розыска с такой массой преступников?
Поэтому, когда приехал маршал Жуков, к нему обратились партийные органы с просьбой помочь в ликвидации преступности. Человек он решительный, активный, он принял другое решение. Он дал команду обстрелянным офицерам, работающим в Одесском военном округе. Знал, эти не будут «миндальничать», и отдал приказ: «Пленных не брать!» Они хорошо одевались, ходили по темным улицам - провоцировали нападения. И при попытке их ограбления стреляли. В первую же ночь были застрелены свыше сорока человек! Потом - 50, потом - 60. Покойников оставляли прямо на улице. Это подействовало. На 5 - 6-й день преступность резко пошла на убыль.
«Черной кошки» не было
Игорь ШАМРАЙ, вор-рецидивист, кличка Бима:
- Я вор, я всю жизнь проворовал, с малолетки. У меня 8 судимостей. «Черная кошка» - это легенда, ерунда. Это малолетки лазали, грабили магазины и рисовали кошек. Такой банды вообще не существовало. Настоящие банды были другими. Собиралось старое ворье, они решали вопросы. Пойдем на Дерибасовскую крепить там Эллу или Беллу, она при лаве, у нее муж работает в кабаке. Приходили, открывали дверь, расстреливали детей, такое было. Преступность пошла уже к беспределу. «Воров в законе» тогда почти не осталось, они все были в тюряге... Вот тогда-то Жуков и приехал...