В Харькове переселенцы неделями живут на вокзале и спят на подоконниках

Волонтеры не справляются с таким потоком людей, выехавших из зоны АТО.

Волонтеры снабжают нуждающихся нехитрой снедью и лекарствами. Помощь местных властей заметна слабо. Фото Надежда Шостак

На вокзале ЮЖД который день - аншлаг. Куда ни глянь, везде люди с сумками, чемоданами. Уставшие, измученные, со слезами на глазах. Волонтеры отпаивают приезжих горячим чаем с бутербродами, угощают детвору конфетами, предлагают заварить мивину. Быстрее всего здесь уходят вода и успокоительные капли. Люди на нервах, но никакой ругани. Молча занимают очередь к столику волонтеров, подходят, спрашивают, где могут переночевать, перекусить, восстановить документы… 

Бабушка Валя не помнит, как уехала из Дзержинска

81-летняя Валентина Григорьевна уже три недели ночует или на вокзале в комнате для инвалидов, или на лавке одного из храмов города. Пришла сюда, чтобы ей помогли с жильем - устала скитаться. При себе у старушки только пенсионное удостоверение и немного денег. Больше никаких вещей. 

Говорит, уехала из Дзержинска, когда город начали обстреливать. Как добралась до Харькова, не помнит. 

- Я в шоке была, ехала на чем придется. Деньги-то у меня есть, а вот жить негде, - вздыхает Валентина Харчикова. - Просила, чтоб батюшка выделил уголок, но в церкви свободных мест нет. Совсем я одинокая. Дедушка мой умер четыре года назад, больше родных нет. Узнаете меня на этой фотографии в пенсионном? Раньше у меня было 90 кг. Работала шеф-поваром, а сейчас… Танечка! (Собеседница окликнула проходящую мимо женщину. - Прим. авт.) Не отходи от меня далеко! Танечка - это мой ангел-хранитель. 

Волонтер Татьяна Титаренко берет Валентину Григорьевну за руку и уверяет, что она ее не бросит и поможет всем чем нужно. Женщина сама из переселенцев. Выехала с семьей из Славянска еще в мае. Пока ребенок отдыхает в оздоровительном лагере в Херсоне, она каждый день помогает на вокзале таким же, как она, обездоленным из зоны АТО.

"Мама звонит!"

Саша Алексеев родом из Луганска. Мама отправила его подальше от войны, в Харьковскую область, в лагерь "Елочка". Три недели назад связь с самым родным человеком Саши оборвалась - не отвечал ни один из мобильных номеров. В лагере он вместе с друзьями отметил 16-летие, но как получить паспорт, не знает - на руках только ксерокопия свидетельства о рождении. Последние три дня паренек вместе с тетей, которая приехала за ним из Симферополя, ночует на вокзале. 

- Что делать с документами и сколько на это дело уйдет времени - ума не приложу, - сокрушается женщина. - Съездили в Госпром (здесь находится координационный центр по вопросам беженцев. - Прим. авт.). Там нам сказали, что сначала нужно восстанавливать свидетельство о рождении - это куча времени, а уже потом делать паспорт. Это как минимум месяц. То есть забрать его в Крым я не могу, нас никто на границе не пропустит, где мать - не знаем.

- Мама звонит! - неожиданно кричит просветлевший от радости Саша. - Представляете, первый раз за три недели дозвонился. Алло, мама! Мама! 

Оказывается, женщина успела эвакуироваться в Старобельск. С ней все в порядке. Документы тоже целы. Поэтому Саша с теткой решают ехать к матери, там будут оформлять документы.

- Людей очень много. Ночуют, лежа на подоконниках, сидя на полу, на скамейках. Под елочками на одеялах спит семья ромов, - говорит волонтер Надежда Рындина. - На вокзале бесплатно размещают только инвалидов, мам с детьми, беременных. Вокзал переполнен. Всех остальных селят за деньги.

От чиновников никакой помощи

По словам добровольцев, на чиновников они особо не рассчитывают. Из Госпрома, где разместился координационный центр, переселенцев снова отправляют к волонтерам, где их и бесплатно накормят, помогут с одеждой, лекарствами, временным  жильем. Правда, в последнее время поток людей из зоны АТО настолько велик, что "добрые феи" просто за голову хватаются.

- Очень много людей, которым нужно восстановить документы. Посылаем в паспортный стол, а там закрыто, - разводит руками Рындина. - Хотя была информация, что они будут работать ежедневно с 9 до 17, а не два раза в неделю. Причем сидит на оформлении всего одна девушка. Естественно, она с потоком не справляется. На переоформление уходит от 12 до 30 дней - все это время люди живут на вокзале. 

Волонтеры советуют переселенцам ехать в поисках счастья в другие регионы, но есть проблема с билетами. Путешествовать дорогим "Хюндаем" многие не могут себе позволить, а на обычный поезд - попробуй купить билет. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Тем, кого поселили в летние лагеря, ищут зимнее пристанище 

В харьковской мэрии говорят: делают все, что могут, но гостиницы и социальные учреждения в городе уже битком забиты. И если в первом случае переселенцы из Донбасса самостоятельно оплачивают жилье, во втором - приходится собирать с миру по нитке.

- Сейчас в городских социальных учреждениях, домах инвалидов и престарелых живут около 300 переселенцев. Это самые нуждающиеся: семьи с детьми-инвалидами, старики и больные люди, - рассказала директор департамента по социальным вопросам мэрии Светлана Горбунова-Рубан. - Мы не можем поселить всех нуждающихся в гостиницу  "Турист", нам нечем оплатить это жилье. Там живут несколько человек, которым нужно находиться близко к лечебным учреждениям, но мы постоянно ищем, кто за них заплатит.

По словам чиновницы, о бюджетных поступлениях речи не идет - их просто нет. Деньги  для обустройства жизни переселенцам приходится собирать по людям.

Для тех, кто живет на вокзалах, совет один: садиться в поезд и ехать дальше в поисках  пристанища на зиму. Харьков переполнен, и сейчас чиновники озадачены другим вопросом - где найти теплые помещения, чтобы на зиму перевезти тех беженцев, которые сейчас живут в детских лагерях.